Методические рекомендации к развивающему дидактическому пособию "Собери узор"

ФГОС ДО одной из линий развития детей дошкольного возраста определяет художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Одним из средств, влияющих на эстетическое развитие детей, является декоративно-прикладное искусство. Дошкольники еще с самого раннего детства знакомятся с декоративно-прикладным искусством: народные игрушки включают в себя элементы росписи (ягоды, листья, цветы), что понятно и доступно детям. Этот вид искусства приобщает детей к обычаям и традициям своего народа, обогащает представления об окружающем мире.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством является важным условием развития творческих способностей, художественного вкуса, общей художественной культуры детей дошкольного возраста

Народное искусство обогащает ребенка, оно обладает нравственными, познавательными, эстетическими ценностями. Дети в доступной форме усваивают обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством в основном осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности. Дети под руководством педагога рассматривают изделия народных промыслов, рисуют, лепят по предложенным образцам. Но ознакомление с народным творчеством не всегда может укладываться в предназначенное для занятий время, поэтому нужно использовать разнообразные формы работы.

Одной из таких форм являются дидактические игры. Учитывая то, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, повышает интерес к деятельности и способствует более полному усвоению материала, я посчитала целесообразным.

Они помогают сформировать познавательный интерес и познавательную активность, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов, живущих рядом.

Данное дидактическое пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем пособие будет пополняться в соответствии с программой.

Цель: продолжение знакомства детей с декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

  1. Знакомить детей с особенностями филимоновской, гжельской, полхов-майданской, городецкой, хохломской, жостовской росписями.
  2. Формировать умение составлять декоративные композиции – располагать характерные элементы росписи на разнообразных формах.
  3. Развивать чувство ритма, симметрии, наблюдательность, творческие способности.
  4. Развивать интереса детей к народным промыслам и росписям, умение их различать и узнавать.
  5. Вызвать положительные эмоции в ходе игровой деятельности.
  6. Воспитывать любовь и интерес к декоративно-прикладному творчеству.
  7. Воспитывать усидчивость.

Краткая технология изготовления развивающего дидактического пособия "Собери узор"

Основой этого пособия являются деревянные основы - силуэты различных предметов домашнего обихода (разделочная доска или донце от прялки, панно или тарелка, сахарница) и различные элементы декоративной росписи (гжельской, филимоновской, городецкой, полхов-майданской, жостовской, хохломской), выполненные на бумаге и заламинированные.

Соответствие развивающего дидактического пособия "Собери узор" требованиям ФГОС

Насыщенность. Пособие соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.

Трансформируемость. Пособие предполагает использование его в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность. Пособие возможно использовать в различных областях, в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Вариативность. Дидактическое пособие "Собери узор" может использоваться в игровой деятельности, в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в коррекционной работе.

Доступность. Оборудование находится в свободном доступе для детей. Дети могут самостоятельно использовать в игре.

Безопасность. Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Пособие изготовлено из безопасных материалов, не представляет угрозы для жизни и здоровья детей.

Игры и упражнения

К дидактическому пособию разработаны следующие упражнения:

Дидактическая игра "Запомни народные промыслы"

Программное содержание: развивать внимание и памяти.
Материал: деревянные основы - различные предметы домашнего обихода (разделочная доска или донце от прялки, панно или тарелка, сахарница), различные элементы декоративной росписи.

Ход игры: в игре может участвовать любое количество детей. Дети по желанию или по выбору педагога берут себе деревянную основу и необходимое количество элементов. При составлении композиций дети могут придерживаться образца или придумывать свои варианты.

Дидактическая игра "Что лишнее"

Программное содержание: закреплять умение находить элементы различных народных промыслов, развитие восприятия, внимания, памяти, уметь доказывать свою точку зрения.
Материал: карточки с изображением элементов росписи, выполненные различными народными росписями.

Ход игры: игроки внимательно рассматривают элементы, выложенные на деревянных основах, находят лишний и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.

Дидактическая игра "Назови, что изменилось"

Программное содержание: развивать умение узнавать народные росписи по характерным признакам (гжельскую, филимоновскую, городецкую, полхов-майданскую, жостовскую, хохломскую) и развивать наблюдательность, долговременную память и быстроту реакции, уметь объяснять изменения на рисунке.

Материал: элементы разных промыслов.

Ход игры: на деревянной основе несколько различных декоративных элементов. Дети смотрят, запоминают и затем закрывают глаза. Ведущий в это время убирает один из элементов. Задача играющих догадаться, какого элемента не стало, и пояснить ответ. В игре можно использовать другую вариацию, например, элементы можно менять местами.

Дидактическая игра "Составь узор"

Программное содержание: Закрепить умение детей составлять ту или иную роспись.
Материал: элементы разных промыслов, деревянные основы - различные предметы домашнего обихода.

Дидактическая игра "Составь узор"Дидактическая игра "Составь узор"

Ход игры: составить на выбранном соответствующем деревянном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (гжельская, филимоновская, городецкая, полхов-майданская, жостовская или хохломская).

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом