ФГОС ДО одной из линий развития детей дошкольного возраста определяет художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Одним из средств, влияющих на эстетическое развитие детей, является декоративно-прикладное искусство. Дошкольники еще с самого раннего детства знакомятся с декоративно-прикладным искусством: народные игрушки включают в себя элементы росписи (ягоды, листья, цветы), что понятно и доступно детям. Этот вид искусства приобщает детей к обычаям и традициям своего народа, обогащает представления об окружающем мире.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством является важным условием развития творческих способностей, художественного вкуса, общей художественной культуры детей дошкольного возраста
Народное искусство обогащает ребенка, оно обладает нравственными, познавательными, эстетическими ценностями. Дети в доступной форме усваивают обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством в основном осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности. Дети под руководством педагога рассматривают изделия народных промыслов, рисуют, лепят по предложенным образцам. Но ознакомление с народным творчеством не всегда может укладываться в предназначенное для занятий время, поэтому нужно использовать разнообразные формы работы.
Одной из таких форм являются дидактические игры. Учитывая то, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, повышает интерес к деятельности и способствует более полному усвоению материала, я посчитала целесообразным.
Они помогают сформировать познавательный интерес и познавательную активность, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов, живущих рядом.
Данное дидактическое пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем пособие будет пополняться в соответствии с программой.
Цель: продолжение знакомства детей с декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Основой этого пособия являются деревянные основы - силуэты различных предметов домашнего обихода (разделочная доска или донце от прялки, панно или тарелка, сахарница) и различные элементы декоративной росписи (гжельской, филимоновской, городецкой, полхов-майданской, жостовской, хохломской), выполненные на бумаге и заламинированные.
Насыщенность. Пособие соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.
Трансформируемость. Пособие предполагает использование его в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность. Пособие возможно использовать в различных областях, в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Вариативность. Дидактическое пособие "Собери узор" может использоваться в игровой деятельности, в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в коррекционной работе.
Доступность. Оборудование находится в свободном доступе для детей. Дети могут самостоятельно использовать в игре.
Безопасность. Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Пособие изготовлено из безопасных материалов, не представляет угрозы для жизни и здоровья детей.
К дидактическому пособию разработаны следующие упражнения:
Дидактическая игра "Запомни народные промыслы"
Программное содержание: развивать внимание и памяти.
Материал: деревянные основы - различные предметы домашнего обихода (разделочная доска или донце от прялки, панно или тарелка, сахарница), различные элементы декоративной росписи.
Ход игры: в игре может участвовать любое количество детей. Дети по желанию или по выбору педагога берут себе деревянную основу и необходимое количество элементов. При составлении композиций дети могут придерживаться образца или придумывать свои варианты.
Дидактическая игра "Что лишнее"
Программное содержание: закреплять умение находить элементы различных народных промыслов, развитие восприятия, внимания, памяти, уметь доказывать свою точку зрения.
Материал: карточки с изображением элементов росписи, выполненные различными народными росписями.
Ход игры: игроки внимательно рассматривают элементы, выложенные на деревянных основах, находят лишний и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.
Дидактическая игра "Назови, что изменилось"
Программное содержание: развивать умение узнавать народные росписи по характерным признакам (гжельскую, филимоновскую, городецкую, полхов-майданскую, жостовскую, хохломскую) и развивать наблюдательность, долговременную память и быстроту реакции, уметь объяснять изменения на рисунке.
Материал: элементы разных промыслов.
Ход игры: на деревянной основе несколько различных декоративных элементов. Дети смотрят, запоминают и затем закрывают глаза. Ведущий в это время убирает один из элементов. Задача играющих догадаться, какого элемента не стало, и пояснить ответ. В игре можно использовать другую вариацию, например, элементы можно менять местами.
Дидактическая игра "Составь узор"
Программное содержание: Закрепить умение детей составлять ту или иную роспись.
Материал: элементы разных промыслов, деревянные основы - различные предметы домашнего обихода.
Ход игры: составить на выбранном соответствующем деревянном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (гжельская, филимоновская, городецкая, полхов-майданская, жостовская или хохломская).