Цель праздника: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.
Система современного образования начиная с дошкольного детства, предоставляет ему возможность постепенно и непрерывно познавать культуру разных народов. Осваивая духовные ценности, традиции и обычаи, ребенок впитывает культуру своего народа, проникается уважением к самобытной культуре других народов.
Приобщение ребенка к культурному наследию своего и других народов в области физического воспитания будет способствовать формированию у него ценностного отношения к здоровому образу жизни, мотивированию к занятиям физической культурой, развитию позитивного отношения к людям разных национальностей.
Наряду с новыми, современными моделями воспитания, надо помнить и возрождать лучшие образы народной педагогики. К таким относится народный фольклор, народные традиции.
Фольклор – это английское слово, обозначающее народную мудрость. Фольклор включает в себя различные загадки, скороговорки, прибаутки, потешки, игры, считалки и многое другое.
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной деятельности, познавательно - исследовательской деятельности, изобразительной, музыкальной и, конечно, в двигательной.
Здесь фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми: в непосредственной образовательной деятельности, утренней гимнастике, в подвижных народных играх, играх – забавах, играх – аттракционах, при проведении спортивных праздников и досугов совместно с родителями и детьми. Фольклорные праздники помогают донести до осознания дошкольников представления о явлениях общественной жизни, народных традициях.
Через организацию работы по краеведению педагоги структурного подразделения формируют у дошкольников интерес к родной стране, культуру и традиции своего и других народов России, мира. Ведут работу над формированием у детей представлений о национальном костюме, народных праздниках, играх, сказках людей разных национальностей.
В детском саду, в соответствии с календарно-тематическим планированием, традиционно проводятся такие фольклорные праздники как: "Проводы зимы", "Веселая Санница", "Масленица", "День здоровья", "Праздник русской березки" и др. Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.
Приведем пример фольклорного физкультурного праздника "Проводы Зимы", который проходит у нас каждый год, совместно со студентами Экономического университета (который находится по соседству с детским садом) и родителями воспитанников.
При подготовке к данному мероприятию, инструктором по физической культуре, педагогами и музыкальным руководителем были подобраны: игры, эстафеты, музыкальное оформление праздника: народные песни, танцы, хороводы, которые очень любят дети.
Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов (построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.
Перед праздником всеми педагогами проводилась предварительная работа с детьми и родителями: ознакомление с традицией конкретного праздника "Проводы зимы", разучивание стихов, песен, хороводов. Совместно с родителями готовили костюмы, атрибуты. Каждая группа украшали свои игровые площадки.
И вот настал этот долгожданный праздник. Дети нарядились в традиционную одежду русского народа: девочки повязали нарядные платки, мальчики — красные пояса. Ведущие праздника - скоморохи и герои русских народных сказок. Прогулочные площадки были разделены на станции. Каждая группа получила "волшебный клубочек" (маршрутный лист), который указывал детям путь.
1 станция "Ах, вы сани, мои сани"
Ведущий станции - веселый скоморох Федул, с помощью потешек, закличек предлагал детям задания.
Цель: развитие у детей выносливости, силы, быстроты, ловкости. Дети с удовольствием катались на санках, возили друг друга на скорость, преодолевали препятствия.
2 станция "Русские богатыри"
Ведущий станции - скоморох Прошка, предложил детям традиционную русскую забаву "Перетягивание каната", целью которой является развитие у детей силы, ловкости, выносливости, двигательных и коммуникативных способностей.
3 станция "Сказочная"
Ведущий станции - Баба Яга. В этот праздничный день Баба Яга научила детей "летать на метле".
Цель игры: развитие у детей ловкости, ориентации в пространстве.
4 станция "Игровая"
Ведущий станции - Кощей Бессмертный, который предложил русскую народную игру "Бои мешками" (в мешках мягкая детская подушка). Здесь большее значение приобретает умение детей двигаться, держать равновесие, чувствовать движение противника, увертываться и предугадывать его удар.
5 станция "Приготовление блинов"
Ведущий станции - Аленушка - красна девица. Детям предлагалось, как настоящим поварам, приготовить блины (вырезанные из картона, на картонной сковородке). Выигрывает тот, кто больше всех подкинет и поймает блинов на сковороде.
Цель: развитие умения у детей подбрасывать и ловить предметы.
6 станция "Дружная"
Ведущие предлагали всем участникам сыграть в русскую народную игру "Ручеек".
Цель: развитие у детей ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, внимательности.
В конце праздника традиционное угощение - горячие блины.
Таким образом, широко используя фольклор можно добиться от детей качественного выполнения движений, обогащать их словарный запас, развивать память, приобщать детей к русскому народному творчеству, прививать любовь к Родине.