Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: "Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми" Предлагаю вам пособие логические блоки Дьенеша. Давайте я вас познакомлю с ним.
Логические блоки придумал Золтан Пал Дьенеш - венгерский математик и психолог.
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его "Почему? Как? Где?" порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины.
Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют. В наборе нет двух одинаковых фигур. В зависимости от возраста можно использовать не весь набор, а какую-то его часть.
Предлагаю вам поиграть в игры для младшего дошкольного возраста.
Игра "Найди печенье"
По одному свойству найти печенье треугольной формы, квадратное, желтое и т.д.
Игра "Бутерброд"
У меня будет красный бутерброд. На большой прямоугольник положим маленький прямоугольник, а у вас какой, сделайте свой бутерброд.
Игра "Чудесный мешочек"
Вынимаем из мешочка блок. Назовите блок, какого он цвета, формы. В старшей группе можно играть, не подсматривая и называть 3 свойства блока. (величина, форма и толщина)
Игра в средней группе "Расставь блоки по местам"
Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявляя общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
Злая волшебница заколдовала жителей, и они забыли где они раньше жили, давайте рассмотрим, какие фигуры и какого они цвета.
В старшей и подготовительных группах при работе с блоками вводится система кодирования и декодирования информация. Это когда шифр и расшифровка. Карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер и карточки с отрицанием
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – к словесно-логическому мышлению. при работе с блоками вводится система кодирования и декодирования информация.
Игра "Шерлок Холмс"
Карточки схемы. Наши блоки превращаются в жителей города Лондона. Шерлоку Холмсу нужно найти преступника, а мы его помощники. Среди жителей есть 1 очень опасный преступник.
Его приметы знает один Шерлок Холмс. Он сможет нам подсказать. Задаем вопросы, а Шерлок Холмс может только ответить "да" или "нет". Это мошенник круглой формы? (нет)
Не круглый, значит может быть квадратный или треугольный, или прямоугольный, но не круглый (выкладываю символы). Это мы выкладываем карточки – символы, чтобы запомнить.
Дальше мы говорим о размере. Этот мошенник большой? (Нет)
Значит он маленький и выкладываем.
Этот блок синий? (Нет)
Значит он может быть красный или желтый.
Этот блок толстый? (Нет)
Значит он тонкий.
Что же мы знаем о преступнике прочитаем. Не знаем какого он цвета и формы, но мы знаем, что он маленький и тонкий. Уточняем цвет. Он синий. (Нет)
Значит красный. Форма, он квадратный? (Нет)
Треугольный? (Да)
Берем лупу и ищем в группе преступника. И бросаемся в погоню за маленьким тонким, красным, треугольник. Преступник найден, обезврежен, дело закрыто, мы выполнили свою миссию.
Игра "Загадки без слов"
Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки: "Это загадки без слов". "Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите".
Загадываются три совместных свойства, затем 4. Затем дети сами могут друг другу загадывать.
Игра "Поиск затонувшего корабля"
Пираты затопили корабль. Со дна его подняли. Этот корабль перевозил клад, драгоценные камни. В трюме камни, они покрыты илом, непонятно какие они драгоценные. Но в одном из ящиков сохранилось их описание. Их размер, цвет, величина, форма.
Здесь на листе 8 заданий для одной команды и 4 дорожки и у всех разный цвет. И для того, чтобы определить какой именно какой камень надо решать пример. Я запоминаю, а можно сделать подсказку зарисовать. В конце есть проверка (самоконтроль, правильно ли он сделал). Есть и шпаргалка для педагога, проверить. Можно соревноваться друг с другом, а затем проверить друг у друга.
Игра с 2 обручами "Посади клумбу"
Игра научит разбивать множества. Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей. (Эти области нужно обвести указкой)
Правило игры: yапример, расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча.
Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Игра с 3 обручами "Раздели подарки"
В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза. Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю все – толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно.
Их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери вместе. В помощь идет специальный альбом с иллюстрациями, на страницах которого можно выкладывать блоки по заданным схемам. Сначала можно выкладывать блоки прямо на страницах альбома, а потом предложить усложнение – выложить картинку на столе. Выложите блоки по схеме.
В помощь идет специальный альбом с иллюстрациями, на страницах которого можно выкладывать блоки по заданным схемам. Сначала можно выкладывать блоки прямо на страницах альбома, а потом предложить усложнение – выложить картинку на столе. Выложите блоки по схеме.
Работу с логическими блоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности:
Также есть альбомы для работы с блоками. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи.
А теперь мы предлагаем вам дать оценку нашему мероприятию.