Использование макета по сказке Б. Заходера "Серая Звездочка" в образовательном процессе ДОУ

Художественная литература для детей – это могучее средство всестороннего воспитания и развития: оно способствует развитию у дошкольников любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, формирует и развивает детское воображение, вызывает подражание в детской игре.

Художественное слово воздействует и на сознание ребенка, и на чувства, и на поступки. Слово может вызывать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает освоить нормы поведения, принятые в обществе.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие.

Если рассмотреть задачи данной области, то они предполагают овладение дошкольником речью, как средством общения, обогащение словаря, развитие книжной культуры, знакомство с детской литературой.

Задачи развития речи включены и в другие образовательные области: познавательную, социально-коммуникативную, художественно-эстетическую. Поэтому включение в образовательную программу дошкольного образования произведения Бориса Заходера "Серая Звездочка", научно обосновано, и служит одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка; способствует развитию общения и взаимодействия ребенка и взрослого; учит отзывчивости и переживанию; формирует предпосылки грамотности.

В настоящее время, педагогам ДОУ все сложнее и сложнее в поисках новых направлений образовательного процесса. Заслуженного внимания стоит уделить такой технологии как макетирование. Именно макетирование является связующим звеном разных форм общения педагога и ребенка в свободной детской активности и во время образовательного процесса.

Педагогами ДОУ был изготовлен универсальный макет по сказке Бориса Заходера "Серая Звездочка". Макет представляют собой уменьшенные целостные объекты (это герои сказки), которые направляют воображение ребенка на события, происходящие внутри этих объектов.

С помощью макета решаются следующие задачи:

  • дошкольники закрепляют знания о среде обитания героев сказки: жабы и скворца, а также узнают о определенной эко системе леса. Ведь автор наделяет объекты живой природы мышлением, и наделяет растительный мир цветов человеческими качествами;
  • закрепляют и обобщают знания по формированию экологических представлений;
  • моделируют поведение героев и дают оценку (положительную или отрицательную), а значит, учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы;
  • развивают речетворческое воображение, логическое мышление, память и внимание;
  • повышается интерес к речевой деятельности и развиваются коммуникативные навыки, дошкольники учатся диалогической речи;
  • активизируется лексический словарь.

Но основной целью создания и использования макета является создание условий для развития речевой деятельности и творческого воображения у детей и эффективного проведения образовательного процесса на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Данный макет является основой для речевого развития детей и максимально правильно отражает реальный мир: прослеживаются ярусы леса, можно установить причинно-следственные связи пищевой цепочки.

На основе макета воспитанники могут изучать характерные особенности эко системы "Лес", развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Все детали макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ героев сказки. Так же, макет действует как демонстрационный материал, можно разыграть какой-либо сюжет или действие.

Несомненным преимуществом макета, является его использование по нескольким темам образовательной деятельности; он может быть использован для составления сравнительно-описательных рассказов о животных и растениях леса, можно учить составлять предложения с опорой на макет.

Опыт работы с макетом показывает, что интерес детей на занятиях значительно повышается, их творческое воображение рисует образы, тем самым подталкивая детей к речевой деятельности. Макет не ограничивает фантазию ребенка, а наоборот позволяет творчески подойти к занятию.

Для реализации макетированной технологии по данной сказке, были поставлены определенные цели, такие как создание условий для образовательной и совместной деятельности детей на макетной основе, как одного из средств развития познавательной, речевой и коммуникативной деятельности.

Надо отметить, что объекты (герои сказки) не прикреплены к макетной опоре, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Макет является связующим звеном разных видов совместной деятельности педагога с детьми и свободной детской активности, способствует интеллектуальному творчеству детей дошкольного возраста.

Создание макета имеет определенную последовательность:

  1. дошкольники на занятиях по развитию речи познакомились с произведением Бориса Заходера, выявили главных героев, рассмотрели иллюстрации к сказке. Педагоги же на этом этапе определили, что макет будет настольный, герои будут сделаны из экологически безопасных материалов – вязаные из ниток, сделанные из фоамирана, картона и воздушного пластилина;
  2. дошкольники уже имеют опыт работы с макетами, поэтому принимали участие в его создании (лепили из пластилина);
  3. чтобы макет был действительно востребованным, педагоги подобрали такие игровые формы работы (дидактические и словесные игры, подвижные игры, инсценировки, схемы и шаблоны), в процессе которых, во время индивидуальной, групповой или подгрупповой работы, закрепляются полученные знания и представления по сказке "Серая Звездочка". Они помогают ребенку понять и почувствовать глубокое идейное содержание и художественные достоинства сказочного жанра Заходера. А поступки героев будут анализироваться детьми как пример умений заботиться, помогать, приносить пользу всем;
  4. и, пожалуй, самая важная работа - активизация игры с макетом. С этой целью можно использовать дидактические игры "Узнай по описанию", "Найди отгадку", "Что лишнее", "Доскажи словечко", "Скажи наоборот", "Я цветок, и я…", "Бывает - не бывает" и другие.

Дидактические игры с использованием предметов макета, расширяют и активизируют словарный запас; помогают освоить грамматический и лексический строй речи, в общем, повышают речевую культуру дошкольника: богатство речи (объем словаря), точность речи (смысловой оттенок слова), выразительность речи (отбор языковых средств).

Макет можно использовать для обогащения речи детей разными грамматическими формами и конструкциями и формирования языковых обобщений.

Применяются дидактические упражнения по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже "Скажи правильно". Задания можно усложнять, чтобы дети сами находили правильную форму, на пример: "Спроси у Умного Грача про жабу?"

Используются упражнения "Измени слово" (с помощью суффикса придается другой оттенок), "Назови цветок ласково", "Звуки леса". Герои сказки помогают дошкольникам пересказать произведение, а также их можно использовать для составления собственного сюжета сказки "Придумай свой конец сказки".

Таким образом, использовать этот макет можно на занятиях по развитию речи, экологии, по ознакомлению детей с окружающим миром, что делает образовательный процесс более результативным.

Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились применять метод макетирования, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.

Размер:
19.94 Kb
Скачали:
1

Метки к статье: детский сад, обмен опытом