Цель игры:
Оборудование: цепочки предметных картинок, сюжетные картинки по темам "Зима", "Школа" и др.
Подготовка к игре: игроки получают карточки с главным словом из одной цепочки родственных слов со звездочкой в левом верхнем углу и выкладывают на стол цепочкой максимальное количество однокоренных слов. Например: камень, камушек, каменный, камнеломка, камнепад…
Карточки лежат на столе. От 5 лет, 3-6 детей, 10-15 мин, всего 15 групп родственных слов.
Первый игрок берет карточку и кладет к своей карточке: малина - малинка. Следующий игрок (по часовой стрелке) выкладывает карту к своей группе родственных слов: мед - медведь - медовый.
Если игрок взял неродственную группе слов карточку, пропускает ход. Игра заканчивается, когда все карточки будут выложены без ошибок (нет чужих слов). Победителем считается игрок, у которого выложена вся цепочка родственных слов.
Можно выложить все свои карточки за один ход. В этом случае игра считается оконченной. Победителем считается тот, у кого больше собранных карточек в цепочке.
Задачи:
- Есть слова, которые похожи друг на друга, как родственники. Такие слова называют родственными.
Предложить детям отгадать, что нарисовано на картинках.
- Чем похожи эти слова, какое слово прячется в каждом из них: лесок - лесной - лесник - лесовик. (лес)
- Выложить цепочку родственных слов.
Вывод: это родственные слова, потому что они похожи друг на друга, в каждом есть слово "лес".
- Выложить цепочку родственных слов: цветок - цветочек - цветник - цветовод. (цвет)
- Чем похожи эти слова, какое слово прячется в каждом из них?
Вывод: это родственные слова, потому что они похожи друг на друга, в каждом есть слово "цвет".
Предложить детям подобрать родственные слова к слову "космос". (Космос, космонавт, космический, космодром, космонавтика)
Логопед: Посмотрите на картинки. Узнайте слово по его описанию.
Логопед еще раз произносит всю цепочку слов, акцентируя внимание детей на их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Затем сообщает детям, что такие слова называются родственными. Они образуют семью родственных слов.
Логопед: Дети, объясните, из каких двух слов сложилось слово:
Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам.
Лес и лист: лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;
Рука и нога: Рука, безрукавка, рукомойник, наручный, рукавицы, вручать, рукопись, рукодельница.
Выкладывать цепочку родственных слов по вопросам логопеда:
- Какая наступила зима? (Наступила холодная снежная зима)
- Чего много выпало? (Выпало много снега)
- Что кружится в воздухе? (В воздухе кружатся белые пушистые снежинки)
- Что делают дети? (Дети играют в снежки и лепят снеговика)
- Кто прилетел с севера? (С севера прилетели красногрудые снегири)
- Кто спешит к детям на новогодний праздник? (На новогодний праздник к детям спешит Снегурочка)
- Какие родственные слова вы использовали в предложениях?
- Посмотри на картинку и составь предложение. Например: В речку течет чистая ключевая ... вода.
Логопед в ряд родственных слов включает одно слово-картинку, отличное по семантике. Например, цветок, цветочек, роза, цветник, цветовод.
- Посмотри внимательно на картинки, назови лишнюю и объясни, почему она лишняя? (Лишняя картинка роза)
- Составь цепочку слов-картинок к слову "роза": розочка - розовый - розетка - розовощекий и т.д.
Лес - лесок - лестница - лесной - лесник. (Лишняя: лестница - лесенка - лестничный)
Предложить детям выложить слово "космонавтика" из рассыпавшихся букв, под которыми написаны их порядковые номера. Прочитать и объяснить его.
- Найди в стихотворении родственные слова.
Бывают домики, домишки и дома,
Домашнее хозяйство мы ведем,
А домоводству я учусь сама.
Своих домашних дома мы найдем.
Придумывание своих рассказов из 4-7 предложений со словами-родственниками, например: малина - малинник - малинка - малиновка - малиновое; лес - лесной - лесник; снег - снежки - снеговик; гриб - грибок - грибник - грибной.
Примерные тексты
"Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: "Скоро у нас будет малинник. Малинка - полезная ягодка". Весной мы заметили, что какая-то птичка свила гнездо в малиннике. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье".
"Летом мы ходили в лес. Там было много лесных цветов и ягод. В лесу мы заблудились и долго шли по лесной тропинке. Нам встретился лесник. Он указал нам дорогу домой".
После нескольких подобных упражнений ребенку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор "доступных" ему слов.
Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребенок довольно быстро поймет сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.