Цель игры - формирование финансовой грамотности и представления дошкольников о банке посредством игровой деятельности, а также представления о профессиях, связанных с данной деятельностью.
Задачи:
Предварительная работа:
Оборудование: макет банкомата, сейф, пакеты и кассеты для инкассации денежных средств, логотип, деньги (бумажные, железные), пластиковые карты, сберегательные книжки, паспорт, бейдж с надписью, сейф, одежды для сотрудников банка, компьютер, сумка инкассатора, кукла, терминал.
Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием создания проблемной ситуации.
Воспитатель: Мама с ребенком решили пойти на рынок и купить фруктов. Для этого нужны наличные средства.
- Что нужно сделать и куда пойти? (пойти в банк и снять наличные деньги)
- А что такое банк? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Это финансовая организация, которая производит операции с деньгами и ценными бумагами.
- Здесь деньги не только хранят, но и обменивают, принимают оплату за всевозможные услуги.
- Какие сотрудники нужны для работы в банке? (ответы детей: руководитель банка, менеджер или консультант, кассир, оператор, инкассаторы)
- Мы с вами уже говорили о многих сотрудниках, работающих в банке. Сегодня я хочу с вами поговорить о работе инкассатора.
- А как вы думаете какими качествами должен обладать человек, имеющий профессию инкассатор? (он должен быть честным, ответственным, внимательным, принимать быстро решения)
- Эта профессия появилась давно. Много столетий назад, когда у людей были монеты из золота или серебра, среди купцов появилась потребность в услугах специально обученных людей, которые охраняли деньги владельца.
- Монеты помещали в большие кованые сундуки. Полицейские перевозили деньги в служебных машинах без применения спецсредств. Сейчас в нашей стране существуют специальные организации, которые сотрудничают с банками, обеспечивая безопасную перевозку денежных средств и ценных бумаг.
- Все это перевозят на специальном транспорте. (иллюстрация инкассаторской машины)
- Инкассаторская машина передвигается в строгом соответствии с маршрутом. Недопустимы остановки или общение с посторонними лицами.
- Профессия инкассатор несет в себе риск для жизни. Инкассаторы имеют определенную физическую подготовку. Они работают в бронежилете и с оружием. (демонстрация формы инкассатора)
Воспитатель: Зачем им нужна хорошая физическая подготовка? Как вы думаете? (им приходится переносить тяжелые мешки с деньгами, чтобы справиться с теми, кто решит на них напасть)
- Работают они командой. Это охранник, водитель и кассир. И осуществляют доставку наличных денег и ценностей в организации из банка и обратно. Заправляют готовыми кассетами банкомат.
- Что такое кассеты для банкомата? (это специальные коробочки с деньгами из банка, из них банкомат выдает деньги)
- В обязанности инкассатора входит не только перевозка денег. Они проверяют и упаковывают ценности вместе с кассиром; проверяют правильность заполнения сопроводительной финансовой документации; обеспечивают безопасность ценностей на протяжении всего маршрута вплоть до прибытия в конечный путь.
- Обязательным требованием при приеме на работу является наличие водительских прав. Если водитель будет ранен, то управлять автомобилем приходится одному из членов группы.
- Сегодня я вам предлагаю создать свой банк.
Воспитатель выступает в качестве руководителя банка. Сотрудников (менеджера, кассира, операционистов) руководитель приглашает на рабочие места, обращаясь по фамилии, имени и отчеству.
Воспитатель: А еще нам будут нужны сотрудники инкассации. Как вы думаете, кто может взять на себя эту роль? Почему? (Саша и Коля, потому что они сильные, смелые и всегда работают командой)
Оставшиеся дети получают роли клиентов и выбирают соответствующий реквизит: сумочки, атрибуты костюмов и паспорта. После подбора атрибутов руководитель банка говорит:
- Уважаемые сотрудники, прошу занять рабочие места. Рабочий день начался.
Каждый "клиент банка" выполняет необходимую ему операцию (получает кредит, оплачивает квитанции, получает банковскую карточку, делает вклад, снимает, кладет наличные средства). В банк приходит мама с дочкой для снятия наличных денег.
Консультант: Здравствуйте! Чем могу Вам помочь?
Мама: Я хотела бы снять деньги.
Консультант: Прикладывайте Вашу карту. Набирайте пин-код.
Мама: Помогите, пожалуйста. Не могу снять.
Консультант: Да. В банкомате закончились деньги. Поэтому сейчас мы снимем деньги при помощи операциониста. Для этого мы возьмем талон.
- Когда на табло появится талон с вашим номером, вы подходите к окошку операциониста. Он вам поможет провести нужную операцию.
Управляющий: ул.Буденного, 15А закончились деньги в банкомате. (Приезжают инкассаторы, пополняют кассу)
Консультант: Талон А-24, пожалуйста, проходите в окно № 1.
Операционист: Здравствуйте. Чем могу Вам помочь?
Мама: Здравствуйте. Я хочу снять деньги.
Операционист: Вставьте вашу карту. Наберите ПИН-код. Какую сумму вы хотите снять?
Мама: Одну тысячу.
Операционист: Я оформила платежное поручение, отправляю его в кассу. В кассе высвечивается номер и вас вызовут.
Консультант: Талон П-17, пожалуйста, проходите в окно № 3.
Мама: Здравствуйте.
Кассир: Здравствуйте, предъявите ваш паспорт. (Смотрит, набирает информацию на компьютере, выдает наличные)
- Приходите еще.
Звенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Сотрудники покидают рабочие места.
Воспитатель обсуждает впечатления детей от участия в игре, повторяет новые слова, которые использовались в игре.
Совместно с детьми делает вывод: что очень много людей участвует в реализации, казалось бы, простейшей операции. И только благодаря совместной, сплоченной работе сотрудников банка это все можно реализовать.