Всем хорошо известно, что большинство современных детей имеют проблемы в речевом развитии, что препятствует их полноценной коммуникации.
Подготовка к усвоению глагольного словаря у детей начинается с периода первых слов. Интенсивное усвоение глагольных категорий происходит с 2 лет. При этом большая часть глагольных форм формируется за короткий период и одновременно.
Дидактическое пособие "Веселые глаголы" создано из яркого и тактильно-комфортного материала (фетра) как безопасная и продуктивная форма взаимодействия педагога с ребенком, ребенка с ребенком, и предназначено для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников.
Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, на кухне, в игровой комнате.
Целевая аудитория: дети с ОНР (общим недоразвитием речи) дошкольного возраста.
Дидактическое пособие "Веселые глаголы" включает в себя 6 конвертов с дидактическими играми: игра в голубом конверте "Ловкий рыбачок ловит рыбку на крючок", игра в фиолетовом конверте "Накорми друга", игра в красном конверте "Кто как говорит", игра в оранжевом конверте "Одень Петю и Аню", игра в розовом конверте "Поиграй – картинки собирай", игра в зеленом конверте "Нарисуй дорожки".
Все игры рассчитаны как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми.
Цель: формировать глагольный словарь у детей с ОНР посредством игровой технологии с опорой на основные анализаторы.
Знакомя малышей с пособием, мы рекомендуем проводить работу поэтапно, начиная от простого к сложному, присоединяя игры друг к другу с помощью креплений-липучек.
Задачи: Обогащать словарный запас, активизировать в речи глагол "ловить". Развивать зрительно-моторную координацию. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Игровая задача: кто больше поймает рыбок.
Оборудование: магнитная удочка, рыбки, морские животные разного цвета, морское дно.
Ход игры
Ребята отправляются на волшебное море на рыбалку, все рыбки здесь не простые, к каждой рыбке прикреплена скрепка, на конце удочки находится магнит, ребенок с помощью удочки должен "выудить" рыбку. Ребенок рассказывает, что он делает.
Задачи: Обогащать словарный запас, активизировать в речи глаголы "кормить", "есть". Развивать тактильное и зрительное восприятие. Закреплять представление об овощах, фруктах, о съедобном и несъедобном; развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним.
Игровая задача: Накормить друга полезной едой.
Оборудование: две карточки-банки, набор фруктов, овощей, ягод, грибов, вырезанных их фетра.
Ход игры
Вариант 1
Педагог предлагает ребенку две банки. Задача ребенка накормить друга (ребенка или педагога), разложив по банкам овощи и фрукты, быть внимательным и не "отравить" друга.
Вариант 2
Ребенку предлагается сварить варенье из фруктов и засолить овощи в банки, а затем угостить друга.
Задачи: Обогащать словарный запас, активизировать в речи глаголы "говорить", "кричать". Развивать слухоречевую память и голос. Воспитывать послушание к маме.
Игровая задача: найти маму для каждого малыша, найти животное по голосу.
Оборудование: карточки с магнитной лентой, предметы с изображением домашних животных и птиц (мама - детеныш).
Ход игры
Вариант 1
Разложить карточки в два набора, и попросить ребенка помочь найти малышам свою маму. Обратить внимание на то, что малыши не слушались и убегали далеко от своих мам, и сейчас они плачут. Педагог демонстрирует, как зовет свою маму каждое животное.
Вариант 2
Педагог демонстрирует как подают голос ("разговаривают") различные животные, затем перемешивает карточки и предлагает детям найти животное, которое так кричит.
Задачи: Обогащать словарный запас, активизировать в речи глагол "одевать". Развивать мелкую моторику, силу руки. Воспитывать доброжелательное отношение к противоположному полу.
Игровая задача: Кто быстрее и лучше оденет малыша.
Оборудование: фигуры мальчика Пети и девочки Ани, набор предметов одежды для мальчика и девочки, прищепки красного и синего цвета.
Ход игры
Педагог рассказывает детям, что Петя и Аня собираются в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи. Далее педагог предлагает детям снять заранее подготовленную одежду для мальчика Пети и для девочки Ани с прищепок. После того как дети выберут одежду, один ребенок начинает одевать Петю, а другой - Аню.
Задачи: Обогащать словарный запас, активизировать в речи глаголы "играть", "собирать". Развивать зрительно-моторную координацию. Научить визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов. Воспитывать усидчивость, нацеленность на результат.
Игровая задача: кто быстрее и больше соберет картинок.
Оборудование: набор разрезных картинок на липучках.
Ход игры
Каждому играющему воспитатель раздает разрезанные карточки, предлагает внимательно рассмотреть каждую часть, составить изображение. На первом этапе игры дети составляют изображение, накладывая части на картинку-образец. Дальше педагог усложняет задачу: убирает образец, теперь игроки должны сложить картинку без зрительной подсказки. Также задание можно усложнить, поменяв изображение на более сложное, детализированное.
Задачи: Обогащать словарный запас, активизировать в речи глагол "рисовать". Развивать зрительно-моторную координацию. Воспитывать усидчивость.
Игровая задача: Помочь животным пройти по дорожке.
Оборудование: набор карточек с изображением разнообразных дорожек.
Ход игры
Вариант 1
Педагог предлагает ребенку пройти дорожку сначала правым указательным пальчиком, затем левым (или любым другим – на выбор).
Вариант 2
Педагог рассказывает небольшую сказку с выбранной дорожкой, а ребенок проходит ее.
Дидактическое пособие "Веселые глаголы" было апробировано в качестве одной из методических разработок осенью 2021 года в индивидуально-подгрупповой работе учителей-логопедов с детьми раннего возраста, что значительно повысило эффективность проводимой работы.
Использование предложенного пособия способствует развитию всех сторон речевой деятельности, развивает познавательную сферу, общую и мелкую моторику у детей раннего возраста. Нестандартность проведения занятий, когда дети постоянно находятся в движении, но в тоже время, активно вовлечены в образовательный процесс, помогает осуществить одно из главных современных требований в обучении – формирование социальных навыков с помощью игровой технологии.
Пособие вариативно, мобильно и может постоянно пополняться новыми элементами.