Цель мастер-класса: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.
Задачи:
- Добрый день, уважаемые коллеги! В этот пасмурный осенний день мы все ждем приближения весны.
- Скоро наступит весна, солнышко будет греть все ярче, природа потихоньку проснется, появятся красивые, маленькие, нежные бабочки, примерно такие, как те, что расположились на нашей доске.
- А я хочу рассказать вам одну легенду.
Жил был на свете один мудрец, который знал все. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?"
А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу".
Мудрец, подумав, ответил: …
- Ребята, как вы считаете, что ответил мудрец? (дети высказывают предположения)
- Он ответил: "Все в твоих руках".
- Важно, чтобы в наших руках наши дети чувствовали себя комфортно.
Сегодня обучать и воспитывать детей так, как мы учили вчера, не получается. Современная реальность такова, что только одного педагогического мастерства недостаточно, чтобы подготовить дошкольников к успешной жизни завтра. Вывод очевиден: нам нужны технологии обучения, которые бы соответствовали требованиям современного общества.
Программа "Вдохновение" предлагает детскому саду платформу для развития дошкольного образования в соответствии с актуальными вызовами, основу педагогической работы по обучению и воспитанию детей, согласованной с современными целевыми ориентирами
Какие же технологии предлагает нам программа "Вдохновение"? Технология, предложенная Лидией Васильевной Свирской - "План - дело - анализ", является одной из ведущих технологий программы "Вдохновение".
Данная технология включает в себя следующие этапы:
Подробнее остановимся на двух ключевых этапах-это модель трех вопросов и планирование - паутинка. Данные этапы – не что иное, как технология проектной деятельности или метод проектов. Что же такое проектная технология?
Мы каждый раз сталкиваемся с тем, что нам необходимо составить или разработать программу, пособие, сценарий и т.д. А начинаем мы это с плана, в результате работы над которым мы получаем что-то новое - продукт, это и является проектом, т.е. проект – это то, чего пока нет.
Проект от латинского - брошенный вперед, выступающий, выдающийся замысел, план
Идея метода проекта: вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс.
Цель проектного метода в ДОУ: развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:
Самым сложным моментом является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Предлагаю вам алгоритм разработки проекта.
Этапы |
Задачи |
Начальный (Целеполагание) |
Определение проблемы (темы). Постановка цели. Выбор группы участников. |
Планирование |
Анализ проблемы (актуальность). Постановка задач и предполагаемый результат. Определение источников информации(к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели. Распределение ролей в команде. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
Выполнение |
Выполнение проекта (практическая часть). |
Оценка результатов |
Подведение итогов .Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). |
Способы разработки проектов
Мы остановимся на двух способах наиболее эффективных в реализации программы "Вдохновение" - это:
Что же это такое? Берется чистый лист бумаги. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного. Внешне это напоминает шестиконечную звезду с расходящимися в разные стороны лучами, на концах которых обозначены этапы работы над проектом. Их шесть, а именно:
Итак, вы вкратце познакомились с методом проектов, а сейчас я предлагаю вам стать участниками одной группы и разработать свой краткосрочный проект методом трех вопросов. Приглашаю вас на детский совет.
Начнем с выбора темы. Так как я ваш педагог сегодня, я заранее подготовила для вас предметно-развивающую среду.(На доске прикреплены фото космонавтов, иллюстрации космических кораблей, созвездий. На столе разложены книги о космосе)
Предлагаю вам более узко обозначить тему сегодняшнего дня. (Выбор темы. Например, "Планеты солнечной системы" или "Космонавты на орбитальной станции" и т.д.) Тему предлагают сами участники.
А теперь используем модель трех вопросов и определим с вами работу нашего коллектива на сегодняшний день.
Таким образом мы запланировали свами работу на день. Предварительно подготавливается предметно-пространственная развивающая среда в центрах согласно тематики дня,чтобы детям можно было самостоятельно изучать, исследовать, создавать тот или иной продукт своей исследовательской деятельности. (Это может быть рисунок, поделка, постройка, выученный стих, придуманный рассказ, просто новые знания и т.д.)
Именно среда подталкивает детей к исследовательской деятельности и выбору темы. Вечером на итоговом сборе подводятся итоги (дети презентуют свои работы, рассказывают, что нового узнали, чему научились).
Одной теме можно посвятить не один день, а неделю, месяц и т.д. Тогда проект становится долгосрочным и тема изучается более подробно.
Проект "Обитатели пресных водоемов"
Тип проекта: информационно-познавательный. Долгосрочный. Групповой.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Время проведения: июнь-август.
Актуальность
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, обедняются флора и фауна .Это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Человек - часть природы. Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, истребляют животных и растения.
С давних пор люди на Земле строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озера – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за этого в реках и озерах погибают рыбы. Многие растения и животные водоемов сейчас стали редкими, потому что люди рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха, а иногда ради развлечения.
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесенная природе. В связи с этим тема экологического воспитания в ДОУ актуальна как никогда.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Природа – это наше богатство. Долг и задача воспитателя - научить детей беречь это богатство для последующих поколений.
Проблема: дети не знают в чем отличие пресных водоемов и соленых, как правильно вести себя на водоемах, чтобы не навредить природе.
Цель: формирование у детей гуманных чувств, бережного отношения к водоемам и их обитателями, к природе в целом. Воспитание экологического сознания.
Задачи проекта:
Предполагаемый результат: в ходе реализации проекта, дети получат знания о свойствах пресной воды, как нужно следить за водоемами и их обитателями и не загрязнять их.
Продукт проектной деятельности:
1 этап "Подготовительный"
Создание проблемной ситуации для детей.Выяснить, что дети знают о пресных водоемах и их обитателях.
Что вы знаете? |
Что хотите узнать? |
Как узнать? |
Это реки. (Ульяна) Живут раки и рыба. (Олег) Растёт камыш. (Влад) Дом уток. (Ваня) Много комаров. (Вика)
|
Почему вода несолёная? (Глеб) Что такое течение? (Олег) Чем болото отличается от озера? (Алёна) Какая хищная рыба водится в реках? (Влад) Чем питается рыба? (Артём) Какую опасность несёт вода? (Матвей) |
От воспитателя. От психолога. Из интернета. Из книг.
|
2 этап "Основной"
Совместная и самостоятельная деятельность.
1. Беседы с детьми
2. Чтение
Работа публикуется в сокращении, скачать полную версию вы можете по ссылке ниже