Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Растительный и животный мир родного края"

Цель проекта: формирование первоначальных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста о растительном и животном мире ХМАО-Югра.

Задачи:

  • Дать первоначальные знания о растениях, животных и птицах нашего края.
  • Развивать познавательный интерес, словарь, моторику руки.
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе родного края.

Актуальность проекта

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Большинство изменений в мире природы ребенок может заметить почувствовать и пережить в непосредственном общении с природой родного края.

Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самых ранних лет. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Мы взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщать его к элементарному труду по созданию элементарных условий для жизни живых существ.

На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы родного края. Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных действий – бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы.

Важно знакомить детей с объектами живой и неживой природы родного края с самых ранних лет, воспитывать защитников природы, способствовать желанию спасти и сохранить то, чем мы владеем.

Ожидаемый результат:

  1. дети знают и называют ягодные и травянистые растения родного края;
  2. дети знают и называют животных нашего края;
  3. дети знают и называют птиц, рыбу живущих в нашем крае.

Модель трех вопросов

Что вы знаете о растениях, птицах и животных нашего края?

Что вы хотите узнать?

 Где можно узнать о птицах, животных и растениях нашего края?

Птицам зимой холодно, их надо подкармливать.

Есть зимующие птицы и перелётные.

Медведь и ёж зимой спят.

В лесу живёт лиса, заяц и волк.

Животные меняют летнюю шубу на зимнюю.

У зайца нет дома.

В лесу много деревьев, кустарников и травы и комаров.

В лесу растут ёлка, берёза, малина и грибы.

Какие животные живут в нашем лесу?

Какие птицы живут в нашем крае?

Какие растения растут в нашем крае?

Расскажет воспитатель.

Можно узнать в интернете.

Спросить у родителей, бабушки.

Посмотреть по телевизору.

Можно прочитать в книге.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

  • Актуальность.
  • Выявление проблемы.
  • Постановка цели проекта.
  • Формирование задач.
  • Ожидаемый результат.
  • Модель трех вопросов.
  • Письмо родителям.
  • Подбор художественной литературы, иллюстраций, дидактических и словесных игр.
  • Составление плана мероприятий реализации проекта.

2 этап – основной

  • Организация работы над проектом.
  • Итоговое мероприятие.

3 этап – заключительный

  • Анализ проделанной работы.
  • Презентация проекта.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско – взрослый;
  • по типу: познавательно – творческий;
  • по сроку реализации: долгосрочный.

Планируемые мероприятия

Виды деятельности

Сроки реализации

1. Беседы:

«Что такое природа?»

«Что такое лес?»

 «Что растёт в лесу?»

«Как сохранить лес?»

«Правила поведения в лесу».

2. Словесные и дидактические игры: «Назови хвойные деревья»

 «Назови ягодные растения и грибы» «Назови первоцветы»

«Что, где растёт?»

«Чьё ты деревце?»

«Кто, где живёт?»

 «Дикие животные и птицы»

3. Изобразительная деятельность

Рисование: «Глухарь – птица Югры» «Сова на дереве»

 «Животные нашего края»

 «Ягоды нашего края»

«Экологические знаки»

Аппликация и лепка:

«Хвойные деревья в лесу»

«Мать-и-мачеха»

«Первоцветы: ветреница, медуница, купальница»

Коллаж: «Дикие животные зимой» «Животные нашего края»

«Птицы нашего края»

«Ягоды Югры»

«Кто живёт в реке Обь»

4. Чтение художественной литературы: экологические сказки: «Жёлтые глазки с белыми ресничками»

«Великан и Голубое озеро»

А. Кеннер «Три медвежонка», «Волшебник с планеты Омега»

«Сказка рассказанная речкой» 

рассказы: А. Карбовская «Прогулка в лес»

В. Зотов «Мать-и-мачеха»

Л. Киселёв «Сосновая шишка», «Рябина», «Маленькие путешественницы»;

сказки из книги «Экологические сказки» подготовленные творческой группой по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Просмотр презентаций:

«По природным зонам России»

«Югра – мой дом»

«Югра – мой родной край»

Игра – викторина «Природа – твой друг»

6. Итоговое мероприятие: викторина «Растения и животные Югры»

18.01. – 22.01

18.01. – 22.01.

18.01. – 22.01

18.01. – 22.01.

01.03. – 05.01.

18.01. – 22.01.

25.01 – 29.01.

25.01. – 29.01.

25.01. – 29.01.

18.01. – 22.01.

01.02 – 05.02.

01.02. – 05.02.

15.02 – 20.02.

15.02. – 20.02.

01.02. – 05.02.

25.01 – 29.01.

01.03. – 05.03.

18.01. – 22.01.

01.03. – 05.03.

01.03 – 05.03.

24.02 – 26.02.

01.02. – 05.02.

15.02. – 20.02.

25.01. – 29.01.

08.02. – 12. 02.

01.03. – 05.03.

08.02. – 12.02.

09.03. – 12.03.

01.03. – 05.02.

24.02. – 26.02.

18.01. – 22.01.

01.03. – 12.03.

01.03. – 05.03.

согласно темам недели

18.02. – 22. 02.

08.02. – 12.02.

15.02. – 20.02.

01.03. – 05.03. 

15.03. – 19.03.

Отчет о проектной деятельности

В период с 18.01.2021 по 19.03.2021 в нашей группе был реализован познавательно – творческий проект "Растительный и животный мир родного края". Прежде чем начать работу над проектом, мы выяснили, что дети имеют первоначальные представления о растениях, животных и птицах, но не знают, в каком крае живут, о его богатом растительном и животном мире.

Прежде чем начать работу над проектом, мы рассказали воспитанникам о нашем родном крае "Югре"; о коренных жителях округа: ханты и манси; о том, что все жители округа с уважением относятся к их культуре, обычаям, традициям и промыслам. Нашу работу мы начали с того, что рассказали воспитанникам о богатейших лесах нашего края, насколько важно беречь и охранять "легкие планеты", как важно сохранить лес для животных и птиц нашего края и конечно для человека.

Знакомили детей с такими ягодными растениями как: брусника, черника, клюква, шиповник, рябина, морошка; растениями и травами: мать и мачеха, купальница, медуница, зверобой. Объяснили, как важно сберечь и сохранить растительные ресурсы – потенциальное богатство, которое содержится во флоре и растительном покрове Земли. Этот зеленый мир создает условия для обитания животных – дает им пищу и кров.

Многих животных дети знают, мы знакомили детей с такими животными и птицами нашего края как: бобр, лось, северный олень, куница, рысь, глухарь, сова. В Югре очень много болот, озер, крупных пойм, водных артерий. Объяснили детям, что к нам в Югру прилетает очень много водоплавающих птиц – утки, гуси, лебеди, краснозобая казарка, а также есть в наших лесах сокол, филин, сова.

Птицы – самые яркие и заметные представители любой местности. Мы объяснили, что на каждом шагу птицы заявляют о своем существовании, и без них, наши леса, луга, водоемы выглядят безжизненными и неуютными. Рассказали детям и о главной реке нашего края Обь; о многообразии вкусной и полезной рыбы в ее водах; о том, как важно беречь и охранять реки и озера, с заботой относиться ко всему живому и неживому родного края.

Познакомили детей с историей возникновения заповедника "Малая Сосьва", животными и птицами, живущими в этом уникальном месте. Для детей мы подготовили презентации: "По природным зонам России", "Югра – мой дом", "Югра – мой родной край". Дети с удовольствием отражали свои впечатления от общения с миром природы в продуктивной и игровой деятельности, создавали яркие, неповторимые рисунки, аппликации, коллажи, сюжеты творческих игр с макетом "Животные Югры".

Знакомили воспитанников с экологическими знаками, которые позволили закрепить у детей знания о правилах поведения в лесу. Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к природе невозможно, без художественной литературы.

В работе с детьми, мы использовали: книгу "Экологические сказки" составленную творческой группой по экологическому воспитанию дошкольников, сказки народов Севера, стихотворения, загадки и пословицы экологического содержания, читали рассказы о растениях и животных с последующим обсуждением поступков героев, что помогло нам в формировании у детей экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, воспитании любви и уважения к малой родине.

Размер:
18.44 Kb
Скачали:
4