Цель проекта: формирование первоначальных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста о растительном и животном мире ХМАО-Югра.
Задачи:
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Большинство изменений в мире природы ребенок может заметить почувствовать и пережить в непосредственном общении с природой родного края.
Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самых ранних лет. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Мы взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщать его к элементарному труду по созданию элементарных условий для жизни живых существ.
На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы родного края. Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных действий – бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы.
Важно знакомить детей с объектами живой и неживой природы родного края с самых ранних лет, воспитывать защитников природы, способствовать желанию спасти и сохранить то, чем мы владеем.
Ожидаемый результат:
Модель трех вопросов
Что вы знаете о растениях, птицах и животных нашего края? |
Что вы хотите узнать? |
Где можно узнать о птицах, животных и растениях нашего края? |
Птицам зимой холодно, их надо подкармливать. Есть зимующие птицы и перелётные. Медведь и ёж зимой спят. В лесу живёт лиса, заяц и волк. Животные меняют летнюю шубу на зимнюю. У зайца нет дома. В лесу много деревьев, кустарников и травы и комаров. В лесу растут ёлка, берёза, малина и грибы. |
Какие животные живут в нашем лесу? Какие птицы живут в нашем крае? Какие растения растут в нашем крае? |
Расскажет воспитатель. Можно узнать в интернете. Спросить у родителей, бабушки. Посмотреть по телевизору. Можно прочитать в книге. |
Особенности проекта:
Виды деятельности |
Сроки реализации |
1. Беседы: «Что такое природа?» «Что такое лес?» «Что растёт в лесу?» «Как сохранить лес?» «Правила поведения в лесу». 2. Словесные и дидактические игры: «Назови хвойные деревья» «Назови ягодные растения и грибы» «Назови первоцветы» «Что, где растёт?» «Чьё ты деревце?» «Кто, где живёт?» «Дикие животные и птицы» 3. Изобразительная деятельность Рисование: «Глухарь – птица Югры» «Сова на дереве» «Животные нашего края» «Ягоды нашего края» «Экологические знаки» Аппликация и лепка: «Хвойные деревья в лесу» «Мать-и-мачеха» «Первоцветы: ветреница, медуница, купальница» Коллаж: «Дикие животные зимой» «Животные нашего края» «Птицы нашего края» «Ягоды Югры» «Кто живёт в реке Обь» 4. Чтение художественной литературы: экологические сказки: «Жёлтые глазки с белыми ресничками» «Великан и Голубое озеро» А. Кеннер «Три медвежонка», «Волшебник с планеты Омега» «Сказка рассказанная речкой» рассказы: А. Карбовская «Прогулка в лес» В. Зотов «Мать-и-мачеха» Л. Киселёв «Сосновая шишка», «Рябина», «Маленькие путешественницы»; сказки из книги «Экологические сказки» подготовленные творческой группой по экологическому воспитанию дошкольников. 5. Просмотр презентаций: «По природным зонам России» «Югра – мой дом» «Югра – мой родной край» Игра – викторина «Природа – твой друг» 6. Итоговое мероприятие: викторина «Растения и животные Югры» |
18.01. – 22.01 18.01. – 22.01. 18.01. – 22.01 18.01. – 22.01. 01.03. – 05.01. 18.01. – 22.01. 25.01 – 29.01. 25.01. – 29.01. 25.01. – 29.01. 18.01. – 22.01. 01.02 – 05.02. 01.02. – 05.02. 15.02 – 20.02. 15.02. – 20.02. 01.02. – 05.02. 25.01 – 29.01. 01.03. – 05.03. 18.01. – 22.01. 01.03. – 05.03. 01.03 – 05.03. 24.02 – 26.02. 01.02. – 05.02. 15.02. – 20.02. 25.01. – 29.01. 08.02. – 12. 02. 01.03. – 05.03. 08.02. – 12.02. 09.03. – 12.03. 01.03. – 05.02. 24.02. – 26.02. 18.01. – 22.01. 01.03. – 12.03. 01.03. – 05.03. согласно темам недели 18.02. – 22. 02. 08.02. – 12.02. 15.02. – 20.02. 01.03. – 05.03. 15.03. – 19.03. |
В период с 18.01.2021 по 19.03.2021 в нашей группе был реализован познавательно – творческий проект "Растительный и животный мир родного края". Прежде чем начать работу над проектом, мы выяснили, что дети имеют первоначальные представления о растениях, животных и птицах, но не знают, в каком крае живут, о его богатом растительном и животном мире.
Прежде чем начать работу над проектом, мы рассказали воспитанникам о нашем родном крае "Югре"; о коренных жителях округа: ханты и манси; о том, что все жители округа с уважением относятся к их культуре, обычаям, традициям и промыслам. Нашу работу мы начали с того, что рассказали воспитанникам о богатейших лесах нашего края, насколько важно беречь и охранять "легкие планеты", как важно сохранить лес для животных и птиц нашего края и конечно для человека.
Знакомили детей с такими ягодными растениями как: брусника, черника, клюква, шиповник, рябина, морошка; растениями и травами: мать и мачеха, купальница, медуница, зверобой. Объяснили, как важно сберечь и сохранить растительные ресурсы – потенциальное богатство, которое содержится во флоре и растительном покрове Земли. Этот зеленый мир создает условия для обитания животных – дает им пищу и кров.
Многих животных дети знают, мы знакомили детей с такими животными и птицами нашего края как: бобр, лось, северный олень, куница, рысь, глухарь, сова. В Югре очень много болот, озер, крупных пойм, водных артерий. Объяснили детям, что к нам в Югру прилетает очень много водоплавающих птиц – утки, гуси, лебеди, краснозобая казарка, а также есть в наших лесах сокол, филин, сова.
Птицы – самые яркие и заметные представители любой местности. Мы объяснили, что на каждом шагу птицы заявляют о своем существовании, и без них, наши леса, луга, водоемы выглядят безжизненными и неуютными. Рассказали детям и о главной реке нашего края Обь; о многообразии вкусной и полезной рыбы в ее водах; о том, как важно беречь и охранять реки и озера, с заботой относиться ко всему живому и неживому родного края.
Познакомили детей с историей возникновения заповедника "Малая Сосьва", животными и птицами, живущими в этом уникальном месте. Для детей мы подготовили презентации: "По природным зонам России", "Югра – мой дом", "Югра – мой родной край". Дети с удовольствием отражали свои впечатления от общения с миром природы в продуктивной и игровой деятельности, создавали яркие, неповторимые рисунки, аппликации, коллажи, сюжеты творческих игр с макетом "Животные Югры".
Знакомили воспитанников с экологическими знаками, которые позволили закрепить у детей знания о правилах поведения в лесу. Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к природе невозможно, без художественной литературы.
В работе с детьми, мы использовали: книгу "Экологические сказки" составленную творческой группой по экологическому воспитанию дошкольников, сказки народов Севера, стихотворения, загадки и пословицы экологического содержания, читали рассказы о растениях и животных с последующим обсуждением поступков героев, что помогло нам в формировании у детей экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, воспитании любви и уважения к малой родине.