Цель и задачи занятия:
Материалы и оборудование: разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.
Предварительная работа: игра "Дятел", загадывание загадок, чтение слогов с договариванием до целого слова, упражнение "Забьем гвоздь молотком", "Переставь слова в предложении".
Дети сидят на стульчиках на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте дети!
- Сегодня мы с вами будем на нашем занятии играть, отгадывать загадки, придумывать новые слова, работать в тетрадях, искать заданный звук и делать звуковой анализ слов, составлять слова на доске.
Посмотрите пожалуйста на экран, cкажите, какая буква изображена на картинке? (Буква Д)
- Правильно, это буква Д. А кто мне сможет ответить, чем буква отличается от звука?
Дети: Букву мы видим, читаем и пишем, а звук мы слышим и произносим.
Воспитатель: Совершенно верно. Скажите мне, а каким звуком может быть буква Д?
Дети: Может твердым звуком и может быть мягким звуком.
Воспитататель: Правильно, а кто мне может рассказать о звуке Д, какой он? (если дети затрудняются, задает наводящие вопросы)
Дети: Он согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель: Молодцы. А какой звук обозначается зеленым цветом? (Звук Д’)
- Хорошо, все правильно ответили. Пришло время отгадать загадки. Готовы? (да)
Отгадывание загадок
Воспитатель: Слушайте загадки...
Вот огромный шумный мир.
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы. (дом)
- Правильно! Это дом. Скажите мне, а в этом слове какой звук, твердый или мягкий? (твердый)
- Все верно, твердый. А находится он где в этом слове?
Дети: Он находится в начале слова.
Воспитатель: Молодцы, ребята. С первой загадкой справились, самое время переходить ко второй. Готовы?
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять! (вода)
Воспитатель: Правильно, это вода. А кто мне сможет охарактеризовать звук в этом слове, о котором мы говорим?
Дети: Это звук Д, он обозначается синим цветом и находится в середине слова. (дети дополняют ответы друг друга и исправляют неточности и неправильные ответы друг друга)
Воспитатель: И с этим заданием справились. Слушайте следующую загадку.
Хорошо, когда он есть, на него и лечь и сесть…
Он для отдыха нам дан, мягкий, плюшевый … (диван)
Воспитатель: Правильно, это диван. Скажите мне, а какой звук спрятался в этом слове и где он находится?
Дети: Звук Д’, он находится вначале слова и обозначается зеленым цветом.
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка
Проводится физминутка под музыкальное сопровождение (по выбору воспитателя).
"Придумывание слов с заданным звуком"
Воспитатель: Ну что ж, молодцы, присаживайтесь на стульчики. Следующее для вас задание.
- За стол сядет тот, кто придумает и назовет слово, которое начинается со звука Д или Д’. Задание всем понятно?
Дети: Да, придумав слово, ребенок поднимает руку и назвав правильное слово садится за стол.
Воспитатель: Помогает тем деткам, которые столкнулись с небольшими трудностями наводящими вопросами, но не называет за них слова.
Игра "Определи, какой звук"
Воспитатель: Я буду называть слова со звуком Д, а вы поднимаете карандаш того цвета, которому соответствует звук в слове.
- Например, я называю слово ДВОР, вы какого цвета поднимите карандаш? (синий)
- Правильно. Приготовьте карандаши и ушки.
Читает слова: дятел, доктор, день, садик, домино, Владик, дерево, друг, дожди, вода, природа, дорога, стадо.
Игра "Придумай слово"
Добавление слогов -да или -дя.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами будем играть в игру "Придумай слово".
- Я буду вам называть слово, а вам нужно добавить к нему слог ДА или ДЯ. Вам понятно задание?
- Тогда слушайте: На… Лю… Ли… Воло… Фе… Вла… Со… Мо… Да….
Игра "Скажи по-другому"
Замена звука Т - Ть на звук Д - Дь.
Воспитатель: А теперь задание посложнее будет. Ваша задача заменить в словах звук Т- Ть на звук Д -Дь.
Том-дом Точка-дочка Плоты-плоды Тень-день Тима-Дима
Трава-дрова Тело-дело Уточка-удочка Прутик-прудик Тачка-дачка.
- Молодцы, справились с такой сложной задачей.
Составление слова по картинке
На доску прикрепляется картинка, а ребенок подходит к доске, угадывает слово и составляет его под картинкой.
- Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке, которую я повесила на доску. (это душ)
- Правильно, это душ. Кто хочет выйти и составить слово "душ" на доске? (Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова)
Воспитатель: А кто может сделать звуковой анализ слова душ? (По желанию ребенок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета: синим, красным, синим)
Аналогично отгадываются, составляются и разбираются слова ДВЕРЬ, ДЕРЕВО.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради. Прочитайте первое слово, которое у вас написано в тетрадях. (душ)
- Правильно, это слово ДУШ. Кто хочет выйти и составить это слово на доске? (Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова, и делаю звуковой разбор в своих тетрадях)
- А кто может сделать звуковой анализ слова?
По желанию ребенок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным), а остальные дети проверяют правильность составления слова, и делаю звуковой разбор в своих тетрадях. Аналогично разбирается слово ДЕРЕВО. А третье слово разбирают дети самостоятельно, каждый в своей тетради.
Воспитатель: Ребята, подумайте немного, что вам сегодня на занятии понравилось, а что вам не очень понравилось.
- Может быть, вам было сложно, или не интересно, или другая причина.
- Я буду называть вам задания, которые мы сегодня выполняли на заданиях, а вы если вам понравилось это задание поднимите вверх карандаш красного цвета, а если не – то зеленого. Все поняли задание? (да!)
Первое задание - отгадывание загадок. Дети поднимают руку с карандашом вверх. Аналогично оцениваются задания 3, 7.
- Спасибо вам, вы сегодня все большие молодцы и мне было очень приятно с вами сегодня работать.
- Наше занятие окончено.