Рабочая программа логопункта для детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи старший возраст (5-7 лет)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения воспитанников дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Эти воспитанники составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у дошкольников с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в период до фонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается.

Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:

  • гласные - согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные [л] - [р]);
  • глухие - звонкие;
  • твердые - мягкие.

Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-"заместителей" (субститутов).

При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] - [ш], сонорных [л] - [р], свистящих [с] - [з].

Цель программы: формирование полноценной фонетической системы родного языка.

Задачи:

  • Развивать артикуляционный и голосовой аппарат.
  • Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  • Формировать правильное произношение.
  • Обогащать словарь воспитанников преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.

Образовательная деятельность (Старшая и подготовительная к школе группа (5 – 7 лет)

Месяц

Тема занятия

Задачи

Средства оценки усвоения материала

С

е

н

т

я

б

р

ь

Обследование

Определить уровень сформированности артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Маляр»,

«Чистим верхние зубки», «Посчитаем верхние зубки»,

«Парус».

Обследование

Выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.

Предметные и сюжетные картинки «Посмотри и назови».

Игра «Пирамидка», «Собери картинку».

С

е

н

т

я

б

р

ь

Развитие высших психических функций

Развивать речевое внимание и па­мять, продолжать учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения.

Игра «Кто больше заметит?».

Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук .

Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).

Упражнение «Хмурилки»

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Посчитаем верхние зубки»

Падежные конст­рукции: имени­тельный падеж множественного числа

Учить образовывать существитель­ное в именительном падеже единст­венного числа во множественное.

Игра «Один и мно­го».

Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка – хоботок»

Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки).

О

к

т

я

б

р

ь

Звук [у] и букву

Познакомить с буквой у, объяснить различие понятий «звук» и «буква», учить определению позиции звука [у] в словах (в начале, конце).

Игра «Где спрятал­ся звук [у]?»

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Посчитаем верхние зубки», «Парус»,

«Вкусное варенье», «Лошадка»

Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

Работа над фразой. Составление четырех словных пред­ложений с введе­нием одного опре­деления

Учить подбирать к предмету или объекту точное определение, а так­же составлять четырехсловные предложения с введением этого определения, продолжать учить подсчету слов в предложении.

Игра «Исправьте Незнайкины ошиб­ки».

Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания: «Комарик», «Кучер», «Заведи мотор».

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка. 

О

к

т

я

б

р

ь

Развитие связной речи. Пересказ рассказа с исполь­зованием серии сюжетных карти­нок.

Учить пересказывать сказку, ис­пользуя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картинок, продол­жать учить связности, непрерывно­сти, логичности высказывания.

Пересказы.

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка «Язычок и кошечка».

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Задуй свечу».

Звук [а] и буква а

Познакомить с буквой а, закреплять понятия «звук» и «буква», выделять звук [а] в начале и конце слов.

Игра «Где спрятал­ся звук [а]?».

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Буря в стакане».

Н

о

я

б

р

ь

Приставочные глаголы

Продолжать учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Игра «Скажи на­оборот».

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

Упражнение «Звуки леса». Аудио запись.

Предлоги в, на, под

 

Уточнить пространственные пред­ставления, выраженные предлогами в, на, под. Учить выделять эти пред­логи в тексте и составлять предло­жения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуа­ции, включать в предложение про­пущенный предлог.

Игра «Подставь картинку».

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Буря в стакане».

Звуки [а], [у] и буквы а, у

Учить выделять звуки [а], [у] в на­чале и конце слова, анализировать и синтезировать звуковые сочетания типа ауа и короткие слова типа ум.

Игра «Добавь нуж­ный звук (букву)».

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги).

Тянут-тянут бабка с дедкой….

Глаголы совер­шенного и несо­вершенного вида

Учить образовывать глаголы совер­шенного вида от глаголов несовер­шенного вида с помощью приставок.

Игра «Назови за­конченное дейст­вие».

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Трубочка», «Толстячок», «Худышка», «Накажем непослушный язычок».

Пальчиковая гимнастика.

Д

е

к

а

б

р

ь

Звук [и] и буква и

Познакомить с буквой и. Уметь оп­ределять позиции звука [и] в словах. Анализ сочетаний типа ауи.

Игра «Где спрятал­ся звук [и]?».

Игра «Послушай звуки зимы».

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Часики», «Качели», «Лошадка».

Составление пред­ложений с вклю­чением нескольких определений и объединение их в рассказ

Учить составлять предложения с несколькими определениями, а из этих предложений небольшой рас­сказ.

Упражнение «Со­ставь рассказ».

Упражнение «Звуки леса».

Аудио запись

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка – иголочка», «Футбол».

Звук [к] и буква к

Учить определять позицию звука [к] в начале и конце слова, активизиро­вать подбор слов в соответствии с позицией в них звука [к].

Игра «Где спрятал­ся звук [к]?»

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопаточка», «Блинчик», «Лепёшка»,

«Накажем непослушный язычок», «Киска сердится», «Горка», «Чистим нижние зубки», «Посчитаем нижние зубки», «Качели»

Упражнение «Подуем на снежинку».

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов

Продолжать учить полно, логично и без пауз пересказывать текст, ис­пользуя в качестве плана высказы­вания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий

Упражнение с мя­чом «Пересказать рассказ по одному предложению, пе­редавая мяч».

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Чашечка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с фонетическим недоразвитием речи 5 - 7 лет публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!