Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения воспитанников дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Эти воспитанники составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.
Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у дошкольников с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в период до фонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается.
Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:
Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-"заместителей" (субститутов).
При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] - [ш], сонорных [л] - [р], свистящих [с] - [з].
Цель программы: формирование полноценной фонетической системы родного языка.
Задачи:
Месяц |
Тема занятия |
Задачи |
Средства оценки усвоения материала |
С е н т я б р ь |
Обследование |
Определить уровень сформированности артикуляционного аппарата. |
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Посчитаем верхние зубки», «Парус». |
Обследование |
Выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений. |
Предметные и сюжетные картинки «Посмотри и назови». Игра «Пирамидка», «Собери картинку». |
|
С е н т я б р ь |
Развитие высших психических функций |
Развивать речевое внимание и память, продолжать учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения. |
Игра «Кто больше заметит?». Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук . Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый). Упражнение «Хмурилки» Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Посчитаем верхние зубки» |
Падежные конструкции: именительный падеж множественного числа |
Учить образовывать существительное в именительном падеже единственного числа во множественное. |
Игра «Один и много». Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка – хоботок» Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки). |
|
О к т я б р ь |
Звук [у] и букву |
Познакомить с буквой у, объяснить различие понятий «звук» и «буква», учить определению позиции звука [у] в словах (в начале, конце). |
Игра «Где спрятался звук [у]?» Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Посчитаем верхние зубки», «Парус», «Вкусное варенье», «Лошадка» Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги). |
Работа над фразой. Составление четырех словных предложений с введением одного определения |
Учить подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять четырехсловные предложения с введением этого определения, продолжать учить подсчету слов в предложении. |
Игра «Исправьте Незнайкины ошибки». Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания: «Комарик», «Кучер», «Заведи мотор». Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка. |
|
О к т я б р ь |
Развитие связной речи. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок. |
Учить пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картинок, продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания. |
Пересказы. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка «Язычок и кошечка». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Задуй свечу». |
Звук [а] и буква а |
Познакомить с буквой а, закреплять понятия «звук» и «буква», выделять звук [а] в начале и конце слов. |
Игра «Где спрятался звук [а]?». Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Буря в стакане». |
|
Н о я б р ь |
Приставочные глаголы |
Продолжать учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. |
Игра «Скажи наоборот». Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка. Упражнение «Звуки леса». Аудио запись. |
Предлоги в, на, под
|
Уточнить пространственные представления, выраженные предлогами в, на, под. Учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации, включать в предложение пропущенный предлог. |
Игра «Подставь картинку». Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Буря в стакане». |
|
Звуки [а], [у] и буквы а, у |
Учить выделять звуки [а], [у] в начале и конце слова, анализировать и синтезировать звуковые сочетания типа ауа и короткие слова типа ум. |
Игра «Добавь нужный звук (букву)». Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка. Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги). Тянут-тянут бабка с дедкой…. |
|
Глаголы совершенного и несовершенного вида |
Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок. |
Игра «Назови законченное действие». Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Трубочка», «Толстячок», «Худышка», «Накажем непослушный язычок». Пальчиковая гимнастика. |
|
Д е к а б р ь |
Звук [и] и буква и |
Познакомить с буквой и. Уметь определять позиции звука [и] в словах. Анализ сочетаний типа ауи. |
Игра «Где спрятался звук [и]?». Игра «Послушай звуки зимы». Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Часики», «Качели», «Лошадка». |
Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ |
Учить составлять предложения с несколькими определениями, а из этих предложений небольшой рассказ. |
Упражнение «Составь рассказ». Упражнение «Звуки леса». Аудио запись Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка – иголочка», «Футбол». |
|
Звук [к] и буква к |
Учить определять позицию звука [к] в начале и конце слова, активизировать подбор слов в соответствии с позицией в них звука [к]. |
Игра «Где спрятался звук [к]?» Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Лопаточка», «Блинчик», «Лепёшка», «Накажем непослушный язычок», «Киска сердится», «Горка», «Чистим нижние зубки», «Посчитаем нижние зубки», «Качели» Упражнение «Подуем на снежинку». |
|
Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов |
Продолжать учить полно, логично и без пауз пересказывать текст, используя в качестве плана высказывания схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий |
Упражнение с мячом «Пересказать рассказ по одному предложению, передавая мяч». Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: «Чашечка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». |
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с фонетическим недоразвитием речи 5 - 7 лет публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже.