Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений.
С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у детей формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры
Одной из главных задач структурного подразделения "Ежик" вырастить и воспитать своих воспитанников защитниками природных богатств нашей земли, обогатить их знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распорядиться ее богатствами.
А прежде всего богатствами своего родного края, своей малой Родины. Наш Самарский край очень богат лесами, реками и озерами. Много у нас животного и растительного мира. Это все нуждается в защите и охране.
Свою работу мы начали с организации природной зоны. Продуманная организация природной зоны обеспечивает возможность осуществлять
В своей работе мы используем новые формы интегрированных занятий:
В процесс формирования у детей представлений о природе включаем элементы сюжетно-ролевой игры. Это создает эмоциональный фон, который обеспечивает эффективный результат при усвоении знаний.
Важным в работе по экологическому воспитанию детей и ознакомлению с природой родного края является чтение книг, беседы, обмен мнениями, рассуждения детей, инсценировки литературных произведений. Особое внимание уделяется произведениям, рекомендованным программой детского сада - это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова.
Сюжеты их книг доступны и привлекательны, достоверно отражают специфику природных явлений. После чтения с детьми проводится беседа. В их глазах видно сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляются у них забота и любовь о друзьях наших меньших. И конечно же сказки, ребята с удовольствием "превращаются" в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.
Знакомим детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняем им, что ухудшение экологических условий сказывается на человеке, живой природе. Предлагается решить ситуацию: "Если бы ты был директором завода, как бы ты поступил, чтобы не портить воздух?".
Вначале дети дают разные ответы – разрушить трубы, закрыть завод и т.д., но постепенно воспитанники приходят к мысли, что заводы тоже нужны и важны, просто надо сделать дым безвредным, а для этого (подсказываем) необходимо надеть на трубы сетки (фильтры) для очистки воздуха.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей, работа в детском саду проходит параллельно с работой с семьей в этом направлении. Дети совместно с родителями охотно принимают участие в акциях (рисуют рисунки, делают поделки). Совместно были проведены акции "Оставим елочку в лесу!", "Поможем птицам зимой!", "Смастерим скворечник", "Береги Землю". Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
В заключение хочется предположить, что работа по экологическому воспитанию детей и ознакомлению с природой родного края не прошла бесследно, а заронила в сердцах наших детей семена добрых, заботливых помощников и друзей природы, способных любить, ценить и рационально использовать природное богатство.