Обучение чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева

Статья посвящена проблеме обучения чтению детей дошкольного возраста.

Автор делится мнением об использовании в своей работе методики Н.А. Зайцева. Обоснована актуальность и практическая значимость данной методики. Предложены примеры игр и упражнений. Отмечается важность умения читать для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Ключевые слова: обучение чтению, дети дошкольного возраста, методика Николая Зайцева, кубики Зайцева, склады, пропевание складов, таблицы складов, области восприятия, игровая форма, игры с кубиками.

В настоящее время в России происходят существенные инновационные изменения в системе дошкольного образования и образования в целом. Овладение навыком чтения становится одним из основных элементов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно с этим, чтение выступает одним из основных способов получения информации.

В школе остро возникает необходимость приспособления детей к новым условиям, требованиям, если к этому добавляются трудности освоения навыков чтения, то увеличивается вероятность, что какой-то из компонентов школьной жизни будет не освоен. Таким образом, необходимость более раннего обучения детей чтению, обусловлена потребностями речевого развития и формирования личности ребенка.

Научиться читать предстоит каждому ребенку. Чтобы этот процесс был максимально комфортен, успешен и результативен, обучение нужно проводить с учетом многих факторов, выбирая оптимальные варианты для ребенка.

Существует множество методик раннего обучения чтению, подходы абсолютно разные, но суть одна: как можно раньше вложить в ребенка максимум информации и научить читать. Предлагаем рассмотреть одну из самых популярных - методику Николая Зайцева, в основе которой лежит принцип обучения чтению не по буквам или слогам, как принято в традиционной методике, а по складам.

Складом считают созвучие согласного звука с гласным (ко-ро-ва), отдельный гласный звук (ю-ла), отдельный согласный (ми-р), согласная с мягким или твердым знаком (ме-д-ве-дь). Склады ребенок видит не в книге, не на карточках, а на кубиках и в таблице. Это один из принципиальных моментов системы. Чтение требует аналитического мышления (буквы – абстрактные значки, мозг преобразует их в звуки, из них синтезируются слова), которое начинает формироваться к школьному возрасту.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств, поэтому автор методики сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения.

В процессе обучения используются кубики трех цветов: золотые – гласные, металлические – согласные звонкие и деревянные – согласные мягкие. Они отличаются по размеру: есть большие и маленькие, простые и двойные – как бы составленные из двух. Золотые и металлические при встряхивании звенят, деревянные стучат, это зависит от наполнителя. На каждой грани кубика написан один из складов, которые нужно читать всегда в определенной последовательности. Ребенок выучивает не чтение отдельной буквы, а сразу написание складов, которые потом он легко сможет складывать в слова.

Автор методики считает, что обучение чтению по складам проще для восприятия ребенка, чем обучение буквам, а затем складывание из них слогов, слов, ведь сам ребенок начинает говорить складами: а-гу, гу-гу и слышит произносимые слова тоже в виде складов. Кубики для ребенка – это игровой материал, играя с которым, сам того не замечая, он учится читать.

Процесс обучения чтению проходит естественно, с интересом и желанием со стороны ребенка, без навязывания. Чем раньше дать ребенку такие кубики, тем раньше он научится читать. Играть с кубиками можно начинать совсем с маленькими детьми, а вот целенаправленно учить читать - не раньше, чем с четырех лет.

Интересна детям работа с таблицами со складами, которые входят в комплект. Они вешаются на стену, для того, чтобы дети показывали и пропевали построенные в определенном порядке строки на знакомый мотив. Особенно эффективен вариант деятельности, при котором ребенок указывает их самостоятельно и пропевает склады. Таблицу нужно именно пропевать - это отличная артикуляционная гимнастика, являющаяся основой практик в логопедии, таким образом, дети готовятся к четкой, правильной речи. Так буквы в складах легче запоминаются, мелодия влияет на эмоции и психологическое восприятие.

Материалы Зайцева базируются на включении одновременно трех областей восприятия ребенка – слуховой, тактильной и зрительной. Нейрофизиками доказано, что такое разделение сенсорного потока на элементы, а затем связывание их в группы более эффективно воспринимается мозгом и дает эффективные результаты. Трехуровневое восприятие, перекрывает недоразвитое в силу возраста логико-аналитическое мышление и обеспечивает надежное и ненавязчивое запоминание складов.

В основу своего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:

  • Ребенок говорит складами, слышит их, значит должен читать по принципу устной речи.
  • В процессе взаимодействия с кубиками, для обучения используются все органы чувств: зрительный, слух, тактильные ощущения. Ребенок трогает кубики, слышит звучание наполнителя, видит написанные склады, учит попевки.
  • Сначала пишем, потом читаем. Ребенок учится узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
  • Легче проходит процесс формирования навыка беглого чтения. Это предпосылки для письма без грамматических ошибок, орфографических неточностей.
  • Все занятия ведутся в игровой форме, дети активны, подвижны, их внимание часто переключается с одного вида деятельности, предмета на другой.

Несомненным достоинством методики обучения чтению Н. Зайцева является то, что дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся в зависимости от настроения и работоспособности ребенка

Если выстроить процесс обучения правильно, дети незаметно для себя освоят новый материал. Развиваются органы чувств, так как занятия построены в определенной последовательности: услышь, запомни, почувствуй тактильно.

Совершенствуется память, слух, внимание, мелкая моторика, что оказывает огромное влияние на развитие речи. Развиваются творческие способности: попевки, используемые на занятии, развивают чувство ритма, придумывание новых вариантов игр развивает фантазию, мышление.

Методика легкая, простая для восприятия детьми, педагогами и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в том числе и в домашних условиях. Важным является здоровьесберегающая составляющая: дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они хорошо читаются издалека, крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблице не раздражают глаза. Во время занятия не нужно сидеть за столом, ребенок может ходить, приседать, бегать к кубикам и таблице.

Начинать обучение чтению по системе Николая Зайцева необходимо со знакомства с кубиками: лучше сразу отдать весь набор ребенку, пусть он берет кубики, играет ими: строит, выкладывает, перевозит в машине… Нужно познакомить ребенка со складами на гранях кубика, определенном порядке их пропевания (ку-ко-ка-кэ-кы-к), опираясь на таблицу.

Петь склады можно меняя положение: большие (твердые) вставая на цыпочки, маленькие (мягкие) приседая, или выделять твердость и мягкость интонационно. Ритмическое проговаривание и особенно пропевание являются огромным средством воздействия на память ребенка. С самого первого занятия нужно пропевать всю таблицу от начала до конца, показывая нужные склады на ней. Дети повторяют за педагогом. Блоки схожи между собой и скоро они начинают их узнавать и воспроизводить по памяти.

Зайцев Н.А. считает, что ребенку сначала легче научиться писать, а затем читать. Ведь письмо – это перешифровка звуков в знаки, а чтение – перешифровка знаков в звуки. Ребенку проще учиться читать через письмо, а не сначала читать, а потом писать. Естественно, письмо в этом случае не нужно воспринимать буквально.

Это не письмо ручкой в тетради, а движение указкой по складам в таблице или кубикам. Он будет водить указкой по таблице, напевая названия складов: "Ма-ша, мо-ло-ко", нужно понять, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать.

Вариантов игр и упражнений с кубиками очень много, можно опираться на особо понравившиеся ребенку и придумывать свои варианты, главное при этом, чтобы ему было интересно, увлекательно, тогда это принесет быстрый и качественный результат.

Игра "Паровоз"

В игре нужно учить работать с кубиками, выбирая сторону с заданной буквой; способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же буквой; учить осмысленно находить нужный кубик. В начале полки или стола ставится игрушка: локомотив поезда (трактор, машину). К нему будут присоединяться вагоны с определенной буквой, например "А".

Ребенку демонстрируется один большой кубик и ставится рядом с игрушкой, далее даются объяснения, что нужно найти все кубики с этой буквой и поставить их рядом. Когда все вагоны будут собраны, их обязательно нужно прочитать, иначе поезд не поедет. Педагог показывает на кубик, озвучивает его, а ребенок за ним повторяет. Вскоре он сможет это делать самостоятельно.

Игра "Смешные слова"

Дети учатся чувствовать, что слово не бесконечно имеет свою длину, манипулировать с кубиками, правильно ставить их на полку: слева направо, рядом друг с другом; учить самостоятельно составлять и называть слова из складов на кубиках; формировать мотивацию к самостоятельной деятельности с кубиками.

Детям предлагается составить из кубиков смешное слово, для этого нужно набрать любое количество кубиков и поставить их друг за другом. Затем необходимо прочитать написанные слова. Смешные слова являются моделью, которая впоследствии будет использоваться в написании слов со смыслом.

Игра "Поющие башенки"

Главное - внимание детей к работе с кубиками и таблицей; организовать деятельность, направленную на концентрацию внимания одновременно на органах артикуляции и пропеваемых на кубиках складах; развивать зрительно-моторную координацию, формировать речевой выдох; учить запоминать алгоритм пропевания складов.

Предлагается построить башню по тому образцу, что дан в таблице, впоследствии, пропеть его. Можно построить башню с ошибками, а ребенок должен будет исправить их, согласно попевки, которая указана в таблице.

Игра "Письмо слов по таблице"

Помогает развивать зрительно-моторную координацию, формировать навык складового синтеза, учить запоминать расположение складов и прочитывать их. Ребенок с указкой стоит перед таблицей. Педагог находится за его спиной и своей рукой обхватывает его руку с указкой.

Начинать составлять слова лучше с имени, фамилии, именам близких, названиям любимых мультфильмов. Обязательно нужно прописать слово несколько раз, увеличивая темп. В дальнейшем ребенок может выполнять это задание самостоятельно.

В процессе такой деятельности игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. Освоение материала происходит непроизвольно, в результате полного раскрепощения. Дети постоянно находятся в движении: бегают, прыгают, хлопают в ладоши, поют и т.д., меняется игровая ситуация, вводятся элементы соревнования, что еще больше стимулирует познавательную активность детей.

Таким образом, методика обучения чтению Н. Зайцева отвечает жизненно важным интересам организма ребенка, его потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости. Она помогает обучаться чтению легко, весело и интересно. Практический опыт убедил в том, что данная методика не только повышает общий образовательный уровень ребенка, но и дает мощный импульс в развитии личности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!