Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, позволяет познать их отличительные особенности.
Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать, как можно больше.
Чтобы маленькие дети овладевали необходимыми движениями и навыками, их этому надо учить. Учить, играя! Игра для них является ведущим видом деятельности.
Дидактический стол - это предметы и игрушки, которые должны окружать детей младшего дошкольного возраста (матрешки, шары разного размера и цвета, пирамидки, небольшие горки для катания, кубики разного размера, дощечки, цветные веревочки, бусины крупного размера с дырочками и т.д.)
Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными движениями. И все это обучение осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.
Мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.
Малышей привлекает красочность и разнообразие дидактического материала. Главная их особенность состоит в том, что дети, играя, не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Очень важно, в данном возрасте, общение со взрослыми. Ребенок учится слушать, понимать слова, выполнять действия, предлагаемые взрослым. Идет обогащение и активизация словаря. Развиваются психические процессы (внимание, память, мышление), мелкая моторика пальцев рук. Что является неотъемлемой частью развития детей младшего дошкольного возраста.
Необходимо, чтобы родители не упустили этот этап развития своих детей, который в дальнейшем поможет им изучить и познать окружающий мир! Предлагаем несколько вариантов игр, где используются разного рода игрушки и предметы "Дидактического стола".
Катание с лотка цветных шариков
Цель: Научить детей играть одной игрушкой 3-5 минут, выполнять действия, показанные воспитателем, понимать слова: прокати шарик или положи, корзиночка.
Материал: Шарики разного цвета, стол, лоток.
Ход игры: Воспитатель дает ребенку 6-8 шариков разного цвета, Предоставляет ему возможность играть с шариками. Через некоторое время воспитатель ставит на стол или на пол невысокий лоток и скатывает с него по очереди шарики, приговаривая: "Вот как катится шарик!" Затем предлагает малышу: "Прокати шарик! Еще прокати шарик".
Если ребенок умеет катать шарики, на следующих занятиях ему вместо лотка дают две корзинки или коробки. Взрослый показывает, как можно перекладывать шарики из одной корзинки в другую, приговаривая: "Положи шарик в корзинку, еще положи шарик", затем предлагает и ребенку так перекладывать. После занятия игрушка дается детям для самостоятельной игры. Воспитатель может называть цвета шариков, предлагая детям повторить эти цвета.
Матрешки
Цель: Учить навыкам сопоставления предметов по величине, развитию мелкой моторики.
Материал: Несколько матрешек - одна в другой.
Ход игры: Покажите ребенку большую матрешку, потрясите ее. Побудите малыша открыть матрешку. Поставьте матрешек рядом. Обратите внимание на то, что матрешки отличаются по величине. Попросите показать, где маленькая, а где большая матрешка.
Пусть ребенок попробует вложить маленькую матрешку в большую и снова достать ее. В дальнейшем добавляйте по одной матрешке, вкладывая их друг в друга. Доставая, расставляйте их сначала в порядке уменьшения размера, затем наоборот. Показывайте крохе, как совмещать рисунок на матрешке.
Мешок с подарками
Цель: Познакомить с величиной и формой предметов.
Материал: Тканевый мешок, крупные предметы, знакомые ребенку.
Ход игры: Возьмите любые крупные предметы: кубик, кольцо от пирамидки, маленькую книжку и т.д. Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что-нибудь из мешка спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например: кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте с каждым разом по 1-2 игрушки.
Строим башню
Цель: Учить классифицировать предметы. Развивать мелкую моторику. Материал: Кубики двух цветов.
Ход игры: Предложить построить две башни разных цветов, но для этого надо отсортировать кубики по цвету. Попросите малыша помочь вам. Строя башни, ошибайтесь, помещая кубик не того цвета. Указывайте ребенку на свою ошибку, вместе ставьте кубик на другую башню. Обязательно похвалите малыша.
Подбери цвет
Цель: Развивать логическое мышление, цветовое восприятие.
Материал: 2 одинаковые пирамидки с двухцветными насадками.
Ход игры: Снимите насадки с пирамидок и смешайте их. Объясните ребенку, что на одну пирамидку мы наденем желтые шарики (показ-обязательно), а на другую - зеленые. Соберите пирамидку вместе с ребенком, повторяя: "Смотри, я беру желтый шарик, где у нас пирамидка с желтыми шариками? А вот этот шарик мы на какую пирамидку наденем?"
Разноцветные бусы
Цель: Научить чередовать элементы по цвету.
Материал: Четыре белых и 4 красных бусины (могут быть использованы и другие цвета). Тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами, коробочка для бус.
Ход игры: В "гости" к ребенку приходит кукла (медведь, собачка, и т.д.) и приносит бусины. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы разного цвета. Взяв белую бусину, он объясняет: "Эта бусинка белая, а есть еще вот такая - красная, как флажок или ягодка (показывает красную бусинку). Сначала будем нанизывать белую бусинку, а потом красную". Всякий раз название цвета подчеркивается голосом и сопровождается показом бусины такого цвета.
Далее ребенок отбирает и нанизывает бусинки сначала вместе с взрослым, затем самостоятельно. Взрослый акцентирует внимание ребенка на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин надо класть так, чтобы белую бусину удобно было взять в первую очередь. Если ребенок быстро и без труда выполняет задание, ему можно предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т.д.
Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является, именно белый, хорошо знакомый детям (в быту он упоминается очень часто: белый снег, белые руки и т.д.) Если ребенок справляется с заданием с трудом, взрослый говорит ему, как нанизывать каждую бусинку. Как правило, дети с удовольствием играют с разноцветными предметами, и не столь важно, что ребенок не сразу выполнит задание.
Не стоит сразу требовать обязательного запоминание цветов. После выполнения задания, взрослый завязывает концы нитей и предлагает ребенку подойти и показать кукле, мишке и другим игрушкам сделанное украшение.