Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим "Доброе утро".
"Доброе утро"…. Ранний период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет.
А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово-образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, небылички, поговорки, басенки.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Фольклор несет к себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому , что ребенок-вершина человеческой любви.
В потешках, песенках отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки - без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал , но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже не для нее, а а для мира.
Ценность фольклорных произведений обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для младенческого возраста, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми
Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для ребенка в тот период, когда у него не сформулированы произвольные действия, внимание, реакции на слова. При этом возникает как бы цепь слуховых ориентировочных реакций, позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе.
Так вот выбор темы моей работы продиктован главным образом тем, что создание эмоционального климата средствами фольклора, при котором каждый ребенок постоянно чувствует заботу о себе, внимание, ласку со стороны взрослых, в первую очередь воспитателей и учителя-дефектолога, имеет самое важное значение при организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития.
Развитие ребенка с нарушениями психического развития с первых дней жизни отличается от нормы. Отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка.
Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности к явлениями окружающего мира, так и к социальным явлениям- пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.
К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями психического развития оказывается несформированной, присущая дошкольникам в норме, деятельность: предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Накопление этих отклонений начинается уже в раннем возрасте и препятствует дальнейшему развитию.
Детям с нарушением психического развития свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем детстве часто совсем не возникает. Так, у таких детей отсутствует "заражение эмоциями", как правило, нет "комплекса оживления" и в результате не формируется потребность в общении со взрослыми. Поэтому формирование сотрудничества ребенка с отклонением психического развития со взрослым должно быть выделено в особую задачу коррекционного обучения.
В связи с тем, что онтогенетический ход развития ребенка с задержкой психического развития нарушается, в дошкольном возрасте необходимо начать с создания первичной основы сотрудничества, а именно, с эмоционального контакта взрослого и ребенка. Однако сами формы создания эмоционального контакта должны быть иными, чем в младенчестве. Они должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка.
Необходимо использовать различные педагогические приемы, доступные ребенку с задержкой психического развития данного возраста: хороводные и подвижные игры, разнообразные виды театров. При этом следует стремиться к тому, чтобы эмоциональное общение, основанное на совместных действиях взрослого и ребенка, перешло в подлинное сотрудничество.
Поэтому доказывать важность и необходимость использования малых поэтических жанров народного слова в работе с детьми не приходится, это очевидно. Сказки, загадки, пословицы, поговорки представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.