Характеристика детей с детским церебральным параличом и дизартрией

Детский церебральный паралич (ДЦП) - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы.

При детском церебральном параличе, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка в формировании отдельных психических функций.

Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных нарушений - например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития. Остаточные явления ДЦП с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций.

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, костные деформации, контрактуры, тугоподвижность суставов); страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели.

Тяжесть двигательных нарушений различна: некоторые дети не удерживают вертикального положения, сидя и стоя, могут передвигаться только в коляске, большинство детей передвигается дефектной походкой, а многие используют вспомогательные средства - костыли, трости и т.д. только некоторые дети способны к передвижению без вспомогательных средств на значительные расстояния.

Часто у больных детей правые конечности поражаются больше левых, они вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Тонкие движения пальцев не развиты практически у всех детей. У части из них отмечаются гиперкинезы - насильственные непроизвольные движения конечностей и оральной мускулатуры.

В структуре дефекта у детей с церебральными параличами значительное место занимают расстройства речи, Частота которых составляет 70-80 %. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Наиболее тяжелые нарушения речи наблюдаются при распространенных поражениях мозга с вовлечением в патологический процесс коры и подкорково-стволовых отделов.

Наряду с повреждением определенных мозговых структур большое значение в механизмах речевых расстройств у детей с церебральными параличами имеет вторичное недоразвитие или более позднее формирование техотделов коры головного мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения. Многочисленную группу составляют дети с дизартрией.

Дизартрия или, проще говоря, "каша во рту" возникает при нарушениях функций черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола мозга, ответственных за артикуляцию. В результате нарушается работа мышц, участвующих в артикуляции, объем их движений ограничен. Обычно у детей с такими проблемами отмечается слюнотечение – они не сглатывают слюну, что здоровые дети делают автоматически.

Как же понять, что ребенок болен дизартрией? Специалисты выделяют следующие признаки или симптомы дизартрии:

  • "смазанная" речь;
  • очень тихая, почти шепотная речь;
  • медленный темп речи;
  • быстрый темп речи, которая при этом становится бормотанием;
  • ограниченная подвижность языка, губ, челюсти;
  • нарушение ритмического звучания речи;
  • изменения интонационного качества (звучание слов в "нос");
  • хрипота;
  • неконтролируемое слюновыделение;
  • трудности при жевании и глотании пищи.

Основные проявления дизартрии

Речевые:

  1. Нарушение голосообразования.
  2. Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков).
  3. Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая тембр.
  4. Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различия.

Неречевые:

  1. Нарушение двигательного аппарата.
  2. Нарушение эмоционально-волевой сферы.
  3. Нарушение ряда нервно-психических функций (внимание, память, мышление). Задержка темпа психического развития.
  4. Нарушение познавательной деятельности.
  5. Своеобразное формирование личности.
  6. Нарушение грамматического строя речи.

Большую роль в развитии речевых расстройств играет то обстоятельство, что больные дети мало занимаются предметно-практической деятельностью, имеют сравнительно небольшой жизненный опыт и общаются с весьма ограниченным кругом людей. Речевые расстройства могут усугубляться за счет ошибок воспитания и неблагоприятного окружения.

У ребенка с церебральным параличом из-за выраженности двигательных нарушений предметно-практическая деятельность крайне ограничена, практический опыт беден, ориентировка в окружающем развита слабо. Все это задерживает развитие его речи. Первые слова возникают у него механически по подражанию (эхолалично) без необходимого ассоциативного базиса. Это приводит к своеобразным нарушениям речевого и интеллектуального развития. В дальнейшем эти нарушения могут быть одной из причин школьной неуспеваемости.

Для детей с детским церебральным параличом характерна задержка психического и речевого развития, что связано с более поздним созреванием коры головного мозга, обус-ловленным изначальным поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Детей с анартриями, алалиями, тяжелыми дизартриями следует отличать от детей с временной задержкой речевого развития.

Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к нарушению речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха. У 20-25% детей имеются и нарушения зрения, характерные для ДЦП: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения.

Характеризуя познавательную деятельность детей с детским церебральным параличом необходимо отметить, что у них встречается как нормальное развитие, так и умственная отсталость. У большого количества детей отмечается задержка психического развития.

Тяжесть интеллектуального дефекта определяется в первую очередь временем, локализацией и распространенностью мозгового поражения. При ДЦП имеет место поражение незрелого мозга, что приводит к нарушению последующих этапов его развития, определяет характерную возрастную динамику и неравномерность интеллектуального двигательного и речевого развития. Выраженность диспропорций и неравномерно нарушенный темп развития являются главными особенностями формирования интеллекта и нередко всей личности ребенка, страдающего церебральным параличом.

Выраженные двигательные нарушения у детей с церебральным параличом с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия для развития его интеллекта: вынужденное положение в кровати, ограниченность и невозможность произвольных движений, нарушения хватательной и манипулятивной деятельности рук, выраженность тонических рефлексов - все это способствует недостаточному формированию сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности. Недостаточность предметной, игровой и практической деятельности в дошкольном возрасте у детей с церебральными параличами может способствовать задержке их интеллектуального развития.

Практический опыт ребенка с церебральным параличом, в силу его двигательной недостаточности весьма ограничен. Дошкольное и школьное обучение детей этой категории еще нередко ведется на так называемом вербальном уровне, когда обучаемый должен принимать априори и механически запоминать те или иные сведения. Такое обучение мало способствует развитию интеллекта ребенка.

Оценка состояния интеллекта у детей с церебральными параличами представляет большие трудности, тем большие, чем меньше ребенок. Это объясняется тем, что в силу тяжелой двигательной, сенсорной, речевой недостаточности, соматической ослабленности, своеобразной социальной депривации, актуальный уровень психического развития ребенка может быть минимальным.

Выявление же потенциального уровня или зоны "ближайшего развития" представляет большие сложности, поэтому оценка психического развития ребенка с церебральным параличом всегда производится комплексно с учетом всей клинической картины заболевания, условий окружения и воспитания. Важно учитывать не столько тот этап развития, которого достиг ребенок данного хронологического возраста, сколько динамику его продвижения на каждом этапе в процессе проведения лечебно-восстановительных мероприятий.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!