Интеграция образовательных областей "Развитие речи" и "Музыка".
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.
Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире".
Сегодня я вас хочу познакомить со своими авторскими музыкально-дидактическими играми "Ритмы космоса". Данные игры представлены в определенной последовательности, с постепенным усложнением задач. Для изготовления первой игры использую технологию ТРИЗ-круги Луллия.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях
Эта технология способствует интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей:
Так же позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс работы с кольцами Луллия сопровождается игрой.
Для детей старшего возраста.
Цели игры:
Ход игры
На первом этапе музыкальный руководитель зачитывает вслух текст загадки. Дети отгадывают, выбирают сектор круга, в котором изображен предмет - отгадка. Далее педагог предлагает прохлопать эти слова и найти соответствующую ритмическую формулу на втором круге, установить под словом.
Загадки
1. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Несемся на … (Ракете)
2. Не будет в космосе проблем,
Ведь я надел специальный … (Шлем)
3. Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
4. Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется … (Земля)
5. Бродит одиноко
Огненное око.
6. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна
В небе светит нам … (Луна)
7. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
8. Эту планету узнаешь легко,
Красного цвета там больше всего.
Воздуха нет, и воды не сыскать,
Шоколадный батончик ее именем звать! (Марс)
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
После того, как дети четко будут определять слоговую структуру слова можно приступать ко второму этапу. На втором этапе использую музыкально-дидактическую игру в виде настольного лото.
Детям объясняю, что в мелодии есть длинные и короткие звуки, для которых подбираются похожие по длительности ритмо-слоги. Первым делом следует научить умению равномерно передавать пульсацию долей. Отхлопывать ритм можно различными способами: по коленям, по животику, по щечкам (пальчиками), по столу (ладошками) или по полу (топая ногами).
Сначала просто рассматриваем ритмическую формулу на маленьких карточках, определяем, какие в нем есть длительности нот. Репетируем – все длительности называем своими "слогами": четвертные – "та", восьмые – "ти", половинные – "та-ам".
Следующий этап – подключаем ладошки! Ладошки у нас будут хлопать ритмический рисунок с одновременным проговариванием ритмических слогов. Музыкальный руководитель выбирает себе любую большую карточку с тематическим изображением и напечатанным на ней текстом загадки, проговаривает ее вслух. Каждому слову соответствует определенная маленькая карточка с изображением длительностей.
Задача ребенка - дать правильный ответ с показом ритмическими жестами, запомнить ритмический рисунок звучащего слова, найти эту карточку и закрыть пустой сектор на большом игровом поле. Игра продолжается до тех пор, пока не закроются все пустые квадраты.
Использование данных музыкально-дидактических игр способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Данные музыкально-дидактические игры могут использоваться в разнообразных видах деятельности дошкольника.
Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Все это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.