Методическая разработка по музыкальному воспитанию "Ознакомление с инструментами симфонического оркестра"

Для детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей и формирование основ культуры личности нужно начинать в раннем возрасте.

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений ребенка в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Очень важно, чтобы рядом с ребенком оказался взрослый, который помог бы ему раскрыть всю красоту музыки, дать возможность почувствовать ее.

Художественно-эстетическое развитие, согласно ФГОС ДО, предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства…;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Музыка является одним из возможных доступных языков ознакомления дошкольника с миром предметов, окружающим миром, но и миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Восприятие музыки вызывает определенные трудности у детей, что связано со спецификой музыкального художественного образа, а так же с возрастными особенностями дошкольника, так как внимание в этом возрасте является неустойчивым. Тем не менее, слушание считается эффективным в развитии музыкального восприятия и мышления.

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного возраста и направлен на ознакомление детей с музыкальными инструментами, их группировкой, звучанию, способам звукоизвлечения. Задания могут использоваться так же в домашних условиях.

Занятия проводятся в игровой форме, с учетом возрастных и психических особенностей дошкольников, с соблюдением временных рамок (20-30 минут). Видеоролики являются авторскими. Продолжительность роликов составляет 2-4 минуты, что дает возможность детям сконцентрировать внимание, не утомляют и вызывают интерес дошкольников. Все видеоролики построены с использованием стихотворений Сергея Волкова "Все о музыке".

В процессе занятий дети в непринужденной, игровой форме знакомятся не только с музыкальными инструментами, средствами музыкальной выразительности, но и классическими произведениями.

Цель: средствами ИКТ технологии, познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов, их звучанием, строением и способами звукоизвлечения.

Задачи:

  • обогащать знания о музыке;
  • развивать тембральный слух, чувство ритма, музыкальную память;
  • учить по слуху и визуально различать, группировать основные музыкальные инструменты;
  • дать представление об особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.

Тематический план:

  1. Октябрь - знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан)
  2. Ноябрь - знакомство с клавишными инструментами (рояль, фортепиано)
  3. Декабрь - знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, балалайка)
  4. Январь - знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, виолончель, контрабас)
  5. Февраль - знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, фагот, саксофон)
  6. Март - знакомство с меховыми инструментами (гармонь, баян, аккордеон)
  7. Апрель - знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба)
  8. Май - повтор и закрепление пройденного материала.

Все мультфильмы находятся в открытом доступе в youtube.

1 мультфильм "Лесной оркестр. Ударные инструменты"

2 мультфильм "Лесной оркестр. Клавишные инструменты"

3 мультфильм "Лесной концерт. Струнно-щипковые инструменты"

Постижение и понимание основ музыки дошкольником в значительной мере улучшается, если ребенок получает знания и сведения о ней, становится искусным слушателем, человеком, которому музыка приносит радость, заставляет откликаться сердцем и умом на то, что создал композитор.

В ходе работы с детьми было отмечено:

  • развитие заинтересованности дошкольников в классической музыке;
  • развитие музыкальной памяти, внимания, воображения и музыкально-творческих способностей;
  • обогащение музыкального слухового опыта;
  • умение проводить элементарный анализ музыкального произведения (как инструмент исполняет, темп, динамика, ладовый окрас)
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!