Дети дошкольного возраста любят играть в шумовом оркестре. Если вы дадите им хотя бы раз в руки инструменты, то на следующем музыкальном занятии обязательно услышите вопрос: "А сегодня мы будем играть в оркестре?"
Самое главное соединить вместе – желание детей играть на музыкальных инструментах и желание педагога этому профессионально научить.
Ритм - явление универсальное. Одним из наиболее сложных ритмических образований является музыкальный ритм. Музыкальная деятельность практически невозможна без развитого чувства музыкального ритма. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Вставая перед вопросом создания детского шумового оркестра, я столкнулась с рядом проблем:
Изучая данную проблему, я опиралась на следующие источники:
Важным моментом на первом этапе было создание условий для развития чувства ритма у старших дошкольников. Особое внимание уделила созданию предметно-пространственной развивающей среды, которая строилась с учетом требований ФГОС ДОУ.
Совместно с детьми, воспитателями и родителями дополнила музыкальные центры в группах инструментами для шумового оркестра, где игры и пособия доступны детям и находятся в свободном пользовании.
Применяя на практике различные музыкальные инструменты в процессе игры в шумовом оркестре, обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания деревянными ложками. В результате поисков новых подходов к развитию чувства ритма у дошкольников, совместно с детьми пришли к идее играть на металлических ложках. Дети поинтересовались: "Можно играть металлическими ложками?". Так родилась идея включить в образовательный процесс нетрадиционную технологию - игра на металлических ложках. Детям эта идея понравилась.
Металлические ложки очень удобны для детей: легкие, прочные, звонкие, не ломаются. Для удобства ложки соединили специальным способом. Таким образом между ложками не нужно вставлять указательный палец. Именно это приспособление помогло сделать игру на металлических ложках доступной дошкольникам, а также увлекательной и несложной.
Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию чувства ритма, помогают совершенствовать представления детей о музыкальных инструментах. Особый интерес у детей вызвала музыкально-дидактическая игра "Веселые матрешки". Она красочно оформлена, имеет в комплекте диск с аудио записями, под которые "матрешки" отбивают" ритм.
При разучивании многочастного произведения , где каждую часть исполняют разные инструменты, разработала таблицы с изображением инструментов. Такие таблицы помогают детям запомнить – на каком инструменте и в какой части исполнять свою партию. Для каждого музыкального произведения определенная таблица.
В рамках преемственности реализовали проект "Русские традиции". Цель проекта: воспитание художественного вкуса, приобщение детей к духовной культуре русского народа, обогащение внутреннего мира ребенка через народное искусство.
Участниками данного проекта являются дети старших и подготовительных групп нашего дошкольного учреждения и участники ансамбля народной песни "Родные напевы", ансамбля ложкарей "Забавные ложкари". Организовали фольклорные музыкальные праздники, которые проходили в ДОО и СОШ.
Выпускники детского сада, поступив в первый класс, становятся участниками ансамблей "Родные напевы" и "Забавные ложкари".
Наши дети в 2017 году заняли 1 место в региональном конкурсе "Музыкальная карусель" в номинации "Оркестр детских музыкальных инструментов" с композицией "Русская гжель".
Осуществление системы работы по развитию чувства ритма у старших дошкольников, с использованием инновационных технологий в условиях гармонично организованной предметно-развивающей среды, с привлечением социальных партнеров позволило добиться положительной динамики в развитии детей.