Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Другие авторы считают, что проектная деятельность - это вариант интегрированного метода обучения дошкольников, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проанализировав данные определения, будем рассматривать "проектную деятельность", как способ организации педагогического процесса, направленный на достижение определенной цели, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника, родителей.
По мнению педагогов и психологов, дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка. Поэтому именно в этом возрасте важно формировать базовые представления детей об экологии, воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.
Метод проектов является одним из наиболее продуктивных методов экологического воспитания дошкольников, т.к. формирование представлений ребенка лучше происходит при непосредственном участии ребенка в получении, поиске необходимой информации
В нашем дошкольном образовательном учреждении педагоги часто используют в своей работе метод проектов. Реализуются проекты по патриотическому, социально-нравственному воспитанию, экологическому воспитанию и др. Хотелось бы детально рассмотреть познавательный проект по формированию экологического мировоззрения "Витаминная страна", проведенный в старшей группе детского сада.
Начнем с того, что, в беседе с дошкольниками по теме "Моя любимая еда", было отмечено, что большая часть детей отдает предпочтение вредной пище, которая отрицательно влияет на весь организм в целом, и при этом родители в этом не видят ничего плохого. Фразы детей: "На ужин у нас сырники из творога", "Ой, как не хочется ужинать сегодня", можно я не буду ужинать дома, мне папа картошку фри купит, я так ее люблю…"
Или "Я не люблю компот, кока-кола вкуснее" и т.д., натолкнули нас на проведение анкетирования родителей, которое выявило общее снижение потребления овощей и фруктов, молочных продуктов, яиц. Было выявлено, что натуральное мясо в значительной степени заменено колбасой и сосисками, продуктами-полуфабрикатами.
Таким образом, с одной стороны, важность и необходимость формирования у детей представления о взаимосвязи здоровья и питания, о витаминах, об их пользе для здоровья человека, и с другой - отсутствие целенаправленной, систематической работы с детьми в семье, привели к выбору темы проекта. Инновационность проекта состоит в продуктивном творческом подходе к подаче материала дошкольникам.
Целью проекта было приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни. Были поставлены следующие задачи:
От данного проекта мы ожидали следующих результатов: обогащение детей знаниями о пользе витаминов для нашего организма; развитие коммуникативных качеств личности ребенка, как активного участника проекта; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности, а также активное участие родителей в жизни детского сада и в оздоровлении своей семьи.
Для достижения данных результатов были проведены следующие мероприятия: беседа, ситуация общения с детьми "Где живут витамины", "Витамины наши друзья", "Витамины я люблю - быть здоровым я хочу", "Полезная и вредной еде", "Зачем человек ест". Непосредственно образовательная деятельность "Что нужно есть, чтобы быть здоровым", "Путешествие за витаминами". В рамках проекта были разработаны и изготовлены новые настольно-печатные игры: "Аскорбинка и ее друзья", "Поваренок", "Витаминный домик".
Проведены дидактические игры: "Вредно - полезно", "Волшебный мешочек", "Найди пару", "Овощи и фрукты", "Какие витамины, в каких продуктах живут". Проведены сюжетно-ролевые игры: "Мы поварята", "Овощной магазин", "Больница". Была также проведена опытно-экспериментальная работа "Почему темнеет яблоко?", "Угадай по запаху".
Реализовать творческие возможности ребятам помогли театрализация рассказа Ю. Тувима "Спор овощей", рисование "Моя любимая еда", аппликация "Консервированные овощи", лепка "Овощи и фрукты – самые полезные продукты". Чтение художественной литературы: "Каша из топора", "Гуси – лебеди", "Как едят кашу", "Мужик и медведь". Вечер загадок "Вкусные загадки с грядки". Просмотр мультфильмов "О здоровом образе жизни", "Ваше здоровье", "Смешарики".
Необходимо отметить, что среди участников проекта были не только дети, но и сотрудники детского сада, повара, которые помогли организовать экскурсию на пищеблок, медработник, проводивший беседу о пользе витаминов. Также в проекте активное участие приняли родители, которые помогли детям подготовить и выступить с докладами: "Витамины в овощах и фруктах", "Молоко", "Из чего варят кашу". Кроме того, для родителей был проведен конкурс "Витаминное меню для малышей", победителями которого стали родители, предложившие самые полезные блюда.
Педагогами были проведены индивидуальные беседы с родителями "Правильное питание"", "Здоровый образ жизни". Подготовлены консультация для родителей "Соки – для здоровья детей", "Азбука здоровья", буклеты и памятки "Питание детей дошкольного возраста", "В каких продуктах живут витамины", "Организация питания детей в семье". Воспитатели подготовили и показали родителям видео презентацию "Правильное питание – залог здоровья!"
Последним этапом проекта была презентация проекта - создание фотоальбома "Как мы работали над проектом", совместно с родителями проведено развлечение "Витаминная страна", детьми был создан коллаж "Полезные и вредные продукты". К результатам проекта, можно отнести пополнение предметно – развивающей среды для знакомства детей с правильным питанием: настольные игры, книги, дидактические пособия.
Таким образом, дети расширили свои представления о взаимосвязи здоровья и питания; родители заинтересовались проблемой сохранения здоровья своих детей посредством правильного питания. Установились партнёрские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятий.
Таким образом, проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе, является эффективным средством при формировании экологических представлений детей. Она способствует развитию индивидуально-творческой деятельности как педагогов при разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, так и личностному развитию воспитанников.