Единая психологическая диагностическая карта ребенка 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Единая психологическая диагностическая карта ребенка 5-7 лет разработана с целью комплексной и мобильной диагностики детей, имеющего тяжелые нарушения речи.

Диагностическая карта включает в себя следующие блоки исследования: высшие психические функции, коммуникативные способности, пространственно-временные представления, произвольные регуляторные функции, эмоционально-личностную сферу.

При составлении карты обследования руководствовались методиками, рекомендациями разработанными ведущими педагогами-психологами. Оценивание происходит так же, как и у авторов методик. Приемы обследования адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей.

Представленная разработка помогает определить уровень развития детей старшего дошкольного возраста и составить индивидуальный маршрут развития. В работе представлен образец заполнения психологическая карта ребенка.

Психологическая карта для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

воспитанника группы № ________
дата __________

Фамилия, имя ребенка___________________________

Как тебя зовут? (ФИО) _________________________
Сколько тебе лет?________ Когда ты родился?________________
С кем ты живешь? ________________
Как зовут маму? _____________
Где и кем она работает?_______________________
Как зовут папу? ______________________________
Где и кем он работает?_________________________
Назови свой домашний адрес. Где ты живешь? _________________________
Какие сказки ты знаешь?__________________________

I. Высшие психические функции

1. Внимание

«Найди такую же картинку» (5-6 л)

«Домик» (произв. внимание) (6-7 л)

круг

ло

шадь

бабочка

сани

матреш

ка

фигура

Ведущая рука

Наличие ошибок

Держит карандаш

Поза при работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. "Нелепицы" – общая осведомленность (5-7 л.)

 

Реагирует живо, непосредственно, находит все нелепости

Реагирует не сразу, находит нелепые места с помощью взрослого

Эмоционально  не реагирует на нелепости, с помощью взрослого находит нелепости

Ситуации

 

 

 

 

Вопросы взрослого

 

 

 

3. Память зрительная\слуховая

«10 предметов» (5-6 л)

«10 слов» (6-7 л)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мышление

«Найди семью» (5-6 л)

«Четвертый лишний» (6-7 л)

Катего

рии

Посуда

Одежда

Транспорт

Ово

щи

Фрукты

Ме

бель

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Обобщ. слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затруд

нения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помощь взрос-го

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. "Последовательные картинки" (5-7 л) – речь, мышление

Последоват. картинок

Речевые высказ.

Словарный запас

Связность рассказа

Грамматич. прав. речи

 

 

 

 

 

6. "Разрезные картинки 4-6 составные" (5-7 л) – восприятие
Количество проб ___
Узнал ли картинку в разрезном виде ________________
Признаки утомления _________________________

7. "На что это похоже?" (5-7 л) - воображение
а) _____________________
б) _____________________
в) _____________________

II. Сформированность коммуникативных способностей

  • Нужно ли делиться игрушками с детьми?______________________
  • Почему?_____________
  • Ты ссоришься с другими ребятами, когда играешь вместе?______________
  • Нужно ли просить прощение, если ты кого-то обидел?_________________
  • Ты всегда соблюдаешь правила игры?_____________
  • Ты сам предлагаешь ребятам поиграть вместе?______________
  • Ты рассказываешь ребятам разные истории?________________
  • Какие вежливые слова ты знаешь?__________________
  • Как нужно обращаться к воспитателю? (Ты, вы? Называть И.О.)__________________

III. Сформированность пространственных представлений о собственном теле

Анализ частей лица и их расположение

Анализ расположения частей тела

Анализ положения рук относительно тела

Над глазами

Под глазами

Под носом

Надо ртом

Сбоку от носа, от уха

Над шеей

Под шеей

Под коленями

Сбоку от тела

Что выше: плечо или локоть?

Локоть или кисть?

Плечо или ладонь?

Запястье или кисть?

IV. Сформированность пространственных представлений

выше

ниже

над

под

в

на

перед

за

слева

между

справа

ближе 

дальше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Сформированность временных представлений

 

Части суток

Времена года

Дни недели

Месяцы

Назвать последовательно

 

 

 

 

Назвать «соседей» (перед, после)

 

 

 

 

VI. Сформированность произвольных регуляторных функций

Показатели

Да

С трудом

Нет

«Целенаправленность» (ребенок работает целенаправленно, сосредоточен на задании)

 

 

 

«Удержание программы» (удерживает инструкции, программы выполнения заданий невербального или вербального характера)

 

 

 

«Импульсивность» (выполнение действий без осмысления, «сначала делает, потом думает»)

 

 

 

«Ригидность» (замедленность реакций, трудности переключения на новый вид задания, вплоть до полной неспособности деятельности, «ступор» или продолжает выполнять предыдущее задание)

 

 

 

«Заинтересованность» (заинтересованность в конечном результате)

 

 

 

«Адекватность» (реакция на неуспех или похвалу адекватная)

 

 

 

VII. Эмоционально-личностная сфера

Показатели

Да

Иногда

Нет

Ребенок конфликтен, агрессивен

 

 

 

Ребенок тревожен, имеются страхи

 

 

 

Ребенок эмоционально отстранен, безразличен

 

 

 

Ребенок насторожен, напряжен

 

 

 

Контакт: вступает легко и быстро; не сразу; отказ; нестабильный; стабильный; поверхностный; негативизм.

Речь: есть; отсутствует; отдельными словами; сопровождает действие.

Общение: активное; пассивное; непродуктивная активность; инициативное.

Активность в деятельности: целенаправленная; сниженная; малопродуктивная.

Работоспособность: высокая; умеренная и стабильная; низкая (истощение), неустойчивая (меняющаяся).

Заключение педагога-психолога ______________________

Образец заключение по результатам психолого-педагогического обследования ребенка на начало года

К.И., возраст на момент обследования 5 лет 6 месяцев.
Внешний вид опрятный. На контакт девочка идет легко.

Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформированы в пределах возрастной нормы. Собирает разрезные картинки путем зрительного соотнесения.

Особенности внимания: объем внимания недостаточный; имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала, переключаемость внимания замедленная, затрудненная. Общий уровень произвольного внимания низкий.

Особенности памяти: понимает цель задания, устанавливает смысловые связи между словами и картинками, устанавливает более далекие связи.

Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации сформированы в полном объеме, самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи.

Особенности воображения: преобладает воссоздающее воображение, разнообразие фантазии.

Представления об окружающем мире: сформированы достаточно, пространственно-временные представления сформированы частично. Не называет дни недели, времена года, показывает только зиму и лето.

Особенности речевого развития: активный словарный запас малый, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.

Характеристика моторики: уровень развития мелкой моторики достаточный. Отмечается средний уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука правая.

Эмоционально-волевая сфера и особенности личности: Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не всегда проявляет настойчивость при встречающихся трудностях. Характерен замедленный темп деятельности, истощаемость.

Заключение педагога-психолога: уровень психического развития в пределах показателей возрастной нормы.

Рекомендации: развитие произвольного внимания, пространственно-временных представлений, эмоционально-волевой сферы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!