Единая психологическая диагностическая карта ребенка 5-7 лет разработана с целью комплексной и мобильной диагностики детей, имеющего тяжелые нарушения речи.
Диагностическая карта включает в себя следующие блоки исследования: высшие психические функции, коммуникативные способности, пространственно-временные представления, произвольные регуляторные функции, эмоционально-личностную сферу.
При составлении карты обследования руководствовались методиками, рекомендациями разработанными ведущими педагогами-психологами. Оценивание происходит так же, как и у авторов методик. Приемы обследования адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей.
Представленная разработка помогает определить уровень развития детей старшего дошкольного возраста и составить индивидуальный маршрут развития. В работе представлен образец заполнения психологическая карта ребенка.
воспитанника группы № ________
дата __________
Фамилия, имя ребенка___________________________
Как тебя зовут? (ФИО) _________________________
Сколько тебе лет?________ Когда ты родился?________________
С кем ты живешь? ________________
Как зовут маму? _____________
Где и кем она работает?_______________________
Как зовут папу? ______________________________
Где и кем он работает?_________________________
Назови свой домашний адрес. Где ты живешь? _________________________
Какие сказки ты знаешь?__________________________
1. Внимание
«Найди такую же картинку» (5-6 л) |
«Домик» (произв. внимание) (6-7 л) |
||||||||
круг |
ло шадь |
бабочка |
сани |
матреш ка |
фигура |
Ведущая рука |
Наличие ошибок |
Держит карандаш |
Поза при работе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. "Нелепицы" – общая осведомленность (5-7 л.)
|
Реагирует живо, непосредственно, находит все нелепости |
Реагирует не сразу, находит нелепые места с помощью взрослого |
Эмоционально не реагирует на нелепости, с помощью взрослого находит нелепости |
Ситуации |
|
|
|
Вопросы взрослого |
|
|
|
3. Память зрительная\слуховая
«10 предметов» (5-6 л) |
«10 слов» (6-7 л) |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 серия |
2 серия |
3 серия |
4 серия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Мышление
«Найди семью» (5-6 л) |
«Четвертый лишний» (6-7 л) |
|||||||||||
Катего рии |
Посуда |
Одежда |
Транспорт |
Ово щи |
Фрукты |
Ме бель |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.5 |
1.6 |
Обобщ. слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затруд нения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помощь взрос-го |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. "Последовательные картинки" (5-7 л) – речь, мышление
Последоват. картинок |
Речевые высказ. |
Словарный запас |
Связность рассказа |
Грамматич. прав. речи |
|
|
|
|
|
6. "Разрезные картинки 4-6 составные" (5-7 л) – восприятие
Количество проб ___
Узнал ли картинку в разрезном виде ________________
Признаки утомления _________________________
7. "На что это похоже?" (5-7 л) - воображение
а) _____________________
б) _____________________
в) _____________________
Анализ частей лица и их расположение |
Анализ расположения частей тела |
Анализ положения рук относительно тела |
Над глазами Под глазами Под носом Надо ртом Сбоку от носа, от уха |
Над шеей Под шеей Под коленями Сбоку от тела |
Что выше: плечо или локоть? Локоть или кисть? Плечо или ладонь? Запястье или кисть? |
выше |
ниже |
над |
под |
в |
на |
перед |
за |
слева |
между |
справа |
ближе |
дальше |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Части суток |
Времена года |
Дни недели |
Месяцы |
Назвать последовательно |
|
|
|
|
Назвать «соседей» (перед, после) |
|
|
|
|
Показатели |
Да |
С трудом |
Нет |
«Целенаправленность» (ребенок работает целенаправленно, сосредоточен на задании) |
|
|
|
«Удержание программы» (удерживает инструкции, программы выполнения заданий невербального или вербального характера) |
|
|
|
«Импульсивность» (выполнение действий без осмысления, «сначала делает, потом думает») |
|
|
|
«Ригидность» (замедленность реакций, трудности переключения на новый вид задания, вплоть до полной неспособности деятельности, «ступор» или продолжает выполнять предыдущее задание) |
|
|
|
«Заинтересованность» (заинтересованность в конечном результате) |
|
|
|
«Адекватность» (реакция на неуспех или похвалу адекватная) |
|
|
|
Показатели |
Да |
Иногда |
Нет |
Ребенок конфликтен, агрессивен |
|
|
|
Ребенок тревожен, имеются страхи |
|
|
|
Ребенок эмоционально отстранен, безразличен |
|
|
|
Ребенок насторожен, напряжен |
|
|
|
Контакт: вступает легко и быстро; не сразу; отказ; нестабильный; стабильный; поверхностный; негативизм.
Речь: есть; отсутствует; отдельными словами; сопровождает действие.
Общение: активное; пассивное; непродуктивная активность; инициативное.
Активность в деятельности: целенаправленная; сниженная; малопродуктивная.
Работоспособность: высокая; умеренная и стабильная; низкая (истощение), неустойчивая (меняющаяся).
Заключение педагога-психолога ______________________
К.И., возраст на момент обследования 5 лет 6 месяцев.
Внешний вид опрятный. На контакт девочка идет легко.
Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформированы в пределах возрастной нормы. Собирает разрезные картинки путем зрительного соотнесения.
Особенности внимания: объем внимания недостаточный; имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала, переключаемость внимания замедленная, затрудненная. Общий уровень произвольного внимания низкий.
Особенности памяти: понимает цель задания, устанавливает смысловые связи между словами и картинками, устанавливает более далекие связи.
Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации сформированы в полном объеме, самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи.
Особенности воображения: преобладает воссоздающее воображение, разнообразие фантазии.
Представления об окружающем мире: сформированы достаточно, пространственно-временные представления сформированы частично. Не называет дни недели, времена года, показывает только зиму и лето.
Особенности речевого развития: активный словарный запас малый, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.
Характеристика моторики: уровень развития мелкой моторики достаточный. Отмечается средний уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука правая.
Эмоционально-волевая сфера и особенности личности: Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не всегда проявляет настойчивость при встречающихся трудностях. Характерен замедленный темп деятельности, истощаемость.
Заключение педагога-психолога: уровень психического развития в пределах показателей возрастной нормы.
Рекомендации: развитие произвольного внимания, пространственно-временных представлений, эмоционально-волевой сферы.