Что стоит за понятием "готовность к школе"? Большинство родителей полагают, что если ребенок умеет считать, знает буквы алфавита, а еще лучше, если малыш умеет читать, то к обучению в школе он подготовлен наилучшим образом.
Но это мнение ошибочно. Это и психологическая, и мотивационная, и физическая готовность.
В данной статье хотелось бы обратить внимание родителей на такой важный момент в психологической готовности к школе, как уровень развития пространственно-временных представлений, который имеет большое значение для характеристики общего развития и его готовности к школьному обучению.
Недоразвитие пространственного анализа и синтеза приводит к трудностям освоения базового школьного компонента. (чтение, письмо, математические операции)
К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:
Время – это востребованная категория в познании ребенком окружающего мира. В формировании представлений о времени огромную роль играет слово: именно в нем разделяются и обобщаются различные временные отрезки, наполняются особым смыслом.
Ребенок должен не только иметь представление о последовательности смены явлений, об их состоянии, но и должен уметь оформлять их в виде специальных речевых конструкций. Для успешного овладения языком необходимо параллельное развитие временных и пространственных аспектов, и они, ни в коем случае, не должны разобщаться.
Существует несколько уровней овладения пространством:
Начало всего – это ориентировка в схеме собственного тела. Несколько простых игровых заданий и упражнений помогут вашему ребенку освоить такие нужные и важные пространственно-временные категории.
Следует начинать с формирования представлений о собственном лице. Рассмотрите в зеркале ваши лица, а затем спрашивайте у ребенка:
Игра "Угадайка"
Я задумала часть лица: она находится выше, чем брови (аналогичные задания придумываются с использованием слов выше, ниже). Сначала вопросы задает взрослый, затем попросите ребенка самого придумать подобные вопросы.
Игра аналогичная предыдущей, но здесь в речь вводятся предлоги над, под. Например: Я задумала часть лица, она находится над глазами, под носом.
Возможны самые разнообразные игры с рисованием лица.
"Волшебный карандаш"
Волшебный карандаш рисует какую-либо часть лица. Попросите ребенка рассказать, где она находится по отношению к другим частям лица. Или, наоборот, "волшебный карандаш" оставляет одну часть лица невидимой. Задаем вопрос: Что забыл карандаш?
"Грязнуля"
Дети рисуют лицо человека, а затем изображают и рассказывают, какие части лица испачкал грязнуля.
Следующий этап – ориентация в собственном теле по вертикальной оси, сначала перед зеркалом. Далее – этап прощупывания, наблюдая свое изображение в зеркале, затем движения с прощупыванием, но уже с закрытыми глазами. Игры и задания те же самые, что и при ориентировке на лице с введением в речь слов выше, ниже, между, под, над.
Игры с рисованием тела человека следует начинать с рисунков, где ребенок изображен сзади. Используем игры типа: "Волшебный карандаш", "Грязнуля", "Как Алеша отмывался".
Только после этого можно переходить к ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив. Познакомившись с особенностями этой ориентации, можно вновь вернуться к играм, которые были упомянуты ранее. Но теперь задания звучат немного иначе.
Например, в игре "Грязнуля" будем говорить такя6 сначала грязнуля испачкался под правым глазом, потом грязь появилась на левой щеке и т.п.
Для усвоения навыка ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив, эффективными являются задания такого вида:
Следует обратить внимание ребенка на то, как изображены предметы, а затем выполнять задание. К рисунку могут быть предложены такие задания: раскрась у собачки левое ухо желтым цветом, правую лапку – голубым и т.п.
Это несложные и очень забавные игры можно начинать проводить с детьми, начиная с 3-х – 4-х лет. Длительной подготовки они не требуют. Применив фантазию, можно придумать по аналогии множество игр с самыми различными названиями, типа: "Неряха", "Портной", "Постирушки". Такая работа способствует также обогащению словарного запаса понятийной категории "Одежда".
Овладение пространством – важнейший этап в формировании когнитивной сферы ребенка, базис для дальнейшего развития мышления.