Знакомство детей с пространственными представлениями

Что стоит за понятием "готовность к школе"? Большинство родителей полагают, что если ребенок умеет считать, знает буквы алфавита, а еще лучше, если малыш умеет читать, то к обучению в школе он подготовлен наилучшим образом.

Но это мнение ошибочно. Это и психологическая, и мотивационная, и физическая готовность.

В данной статье хотелось бы обратить внимание родителей на такой важный момент в психологической готовности к школе, как уровень развития пространственно-временных представлений, который имеет большое значение для характеристики общего развития и его готовности к школьному обучению.

Недоразвитие пространственного анализа и синтеза приводит к трудностям освоения базового школьного компонента. (чтение, письмо, математические операции)

К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

Картинки для развития пространственных представленийКартинки для развития пространственных представлений

Время – это востребованная категория в познании ребенком окружающего мира. В формировании представлений о времени огромную роль играет слово: именно в нем разделяются и обобщаются различные временные отрезки, наполняются особым смыслом.

Ребенок должен не только иметь представление о последовательности смены явлений, об их состоянии, но и должен уметь оформлять их в виде специальных речевых конструкций. Для успешного овладения языком необходимо параллельное развитие временных и пространственных аспектов, и они, ни в коем случае, не должны разобщаться.

Существует несколько уровней овладения пространством:

  1. Уровень собственного тела (это базовый уровень, без освоения которого невозможно дальнейшее овладение пространством и временем).
  2. Уровень расположения объектов по отношению к собственному телу.
  3. Взаимоотношения объектов между собой.
  4. Пространство языка.

Начало всего – это ориентировка в схеме собственного тела. Несколько простых игровых заданий и упражнений помогут вашему ребенку освоить такие нужные и важные пространственно-временные категории.

Следует начинать с формирования представлений о собственном лице. Рассмотрите в зеркале ваши лица, а затем спрашивайте у ребенка:

  • Что у тебя на лице?
  • Что у тебя посередине лица?
  • Если твоя ладошка "едет" от бровей – вниз, что встретит она на своем пути (ладошка проезжает мимо глаз, носа, щек, рта, подбородка). Делаем вывод о том, что все мимо чего "проезжали" находится ниже бровей.
  • Аналогичное задание с движением руки вверх от подбородка. Делаем вывод о том, что все мимо чего "проезжали" находится выше подбородка.

Игра "Угадайка"

Я задумала часть лица: она находится выше, чем брови (аналогичные задания придумываются с использованием слов выше, ниже). Сначала вопросы задает взрослый, затем попросите ребенка самого придумать подобные вопросы.

Игра аналогичная предыдущей, но здесь в речь вводятся предлоги над, под. Например: Я задумала часть лица, она находится над глазами, под носом.
Возможны самые разнообразные игры с рисованием лица.

"Волшебный карандаш"
Волшебный карандаш рисует какую-либо часть лица. Попросите ребенка рассказать, где она находится по отношению к другим частям лица. Или, наоборот, "волшебный карандаш" оставляет одну часть лица невидимой. Задаем вопрос: Что забыл карандаш?

"Грязнуля"
Дети рисуют лицо человека, а затем изображают и рассказывают, какие части лица испачкал грязнуля.

Следующий этап – ориентация в собственном теле по вертикальной оси, сначала перед зеркалом. Далее – этап прощупывания, наблюдая свое изображение в зеркале, затем движения с прощупыванием, но уже с закрытыми глазами. Игры и задания те же самые, что и при ориентировке на лице с введением в речь слов выше, ниже, между, под, над.

Игры с рисованием тела человека следует начинать с рисунков, где ребенок изображен сзади. Используем игры типа: "Волшебный карандаш", "Грязнуля", "Как Алеша отмывался".

Только после этого можно переходить к ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив. Познакомившись с особенностями этой ориентации, можно вновь вернуться к играм, которые были упомянуты ранее. Но теперь задания звучат немного иначе.

Например, в игре "Грязнуля" будем говорить такя6 сначала грязнуля испачкался под правым глазом, потом грязь появилась на левой щеке и т.п.

Для усвоения навыка ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив, эффективными являются задания такого вида:

  • закрась левый кармашек на шортах;
  • закрась правый кармашек на рубашке.

Следует обратить внимание ребенка на то, как изображены предметы, а затем выполнять задание. К рисунку могут быть предложены такие задания: раскрась у собачки левое ухо желтым цветом, правую лапку – голубым и т.п.

Это несложные и очень забавные игры можно начинать проводить с детьми, начиная с 3-х – 4-х лет. Длительной подготовки они не требуют. Применив фантазию, можно придумать по аналогии множество игр с самыми различными названиями, типа: "Неряха", "Портной", "Постирушки". Такая работа способствует также обогащению словарного запаса понятийной категории "Одежда".

Овладение пространством – важнейший этап в формировании когнитивной сферы ребенка, базис для дальнейшего развития мышления.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом