Игровая деятельность в дошкольном возрасте это ведущая деятельность. Именно в этом возрасте складываются первые стереотипы социального поведения.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Использование сюжетно-ролевой игры как средство всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации в обществе является актуальной для детей с нарушениями слуха.
Обратившись к проблеме социального развития, было замечено, что у воспитанников группы трудности в сфере социализации: робость, замкнутость, конфликтность. У детей с нарушением слуха игры значительно беднее по содержанию. Такие дети воспроизводят хорошо знакомые бытовые действия не отражая смысловых отношений.
Для неслышащих дошкольников характерны трудности игрового замещения. У большинства детей с нарушением слуха полноценная сюжетно-ролевая игра, в которой выстроен сюжет, усвоено ролевое поведение и ролевые отношения, где используются предметы заместители, не появляется и в старшем дошкольном возрасте.
Главной задачей является развитие у детей творческого игрового воображения, способности перевоплощаться в образы реальных и сказочных персонажей, умение использовать разные средства для передачи многообразных явлений действительности
В сюжетно-ролевых играх дошкольников с нарушением слуха закладывается социальный мотив, игра становится эффективным средством социализации и позволяет неслышащему ребенку занять свое место в обществе. В игре ребенок учится различать нормы поведения, понимать, что такое добро и зло, узнает предназначение предметов в быту, учится понятиям обозначения действий.
Именно сюжетно-ролевая игра помогает детям с нарушениями слуха входить во взрослую жизнь, учиться думать, чувствовать, сопереживать, действовать в определенных ситуациях, адаптироваться к условиям жизни, принимать решения в незнакомой обстановке.
Для того, чтобы превратить сюжетно-ролевую игру неслышащих дошкольников в ведущую деятельность, необходимо осуществлять с ними систематическую, педагогическую работу. По своему содержанию сюжетно-ролевые игры глухих дошкольников обнаруживают известное сходство с играми слышащих сверстников (Г.Л. Выгодская). Они также воспроизводят отдельные эпизоды из жизни взрослых, их деятельность и взаимоотношения при этом.
Глухие дети играют, используя круг впечатлений, получаемых из окружающей жизни. Но поскольку восприятие мира осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, невозможно ожидать полного сходства в содержании игр глухих и слышащих детей. Игры глухих дошкольников дольше, чем у слышащих, задерживаются на этапе предметно-процессуальных, их сюжетные игры однообразнее и упрощеннее, чем у слышащих сверстников. Без специальной работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается становление мотивационного плана игры. Преобладают бытовые игры, воссоздающие лишь немногие отношения между людьми.
Дети с нарушением слуха, в отличии от слышащих детей нуждаются в проведении специальных обучающих занятий. В процессе подготовки к играм необходимо чтобы у слабослышащих дошкольников возникло стремление воплотить в игре все то, что они увидели в жизни: трудовую деятельность взрослых, разнообразные трудовые процессы, явления общественной жизни.
Для успешного проведения занятий педагогу необходим эмоциональный настрой, умение органично включаться в игру детей, руководить их деятельностью, избегая нажима и прямого вмешательства. Дети должны чувствовать себя свободно, располагаться, как им удобно. В игре возникает мотивация вступать в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, внимательно слушать, использовать выразительную мимику, жесты для более живого ведения диалога. В процессе игры дети начинают осознавать особенности своей речи, речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко и внятно.
Необходимыми условиями для успешной организации и проведения игр являются:
В первых сюжетно-ролевых играх на новую тему, независимо от того, какой год дети обучаются, участие воспитателя или учителя в качестве одного из действующих лиц обязательно. В новой игре воспитатель поочередно исполняет все основные роли (один раз - продавца, второй - кассира, третий - покупателя в игре в "магазин"; доктора, медицинской сестры, пациента в игре в "доктора" и т. д.). Делать это необходимо, так как детям нужно показать все игровые возможности каждой роли (какие игровые действия должен производить играющий, в какие отношения с другими участниками игры вступать и т. д.).
В группе детей с нарушениями слуха необходимо создавать предметно-развивающую среду, в которой выделены игровые зоны, которые позволят ребенку уединиться, выбрать для игры необходимые игрушки.
В ходе сюжетно-ролевых игр ребенок познает мир. Пережитые в игре чувства и отношения к другим, взятые на себя обязанности и умения их выполнять, умение подчинять свои желания правилам, - все это становится достоянием личности ребенка.
Необходимо, чтобы в процессе подготовки к играм у слабослышащих дошкольников, так же как и у их нормально развивающихся сверстников, возникало стремление воплотить в игре все то, что они увидели в жизни: трудовую деятельность взрослых, разнообразные бытовые процессы, явления общественной жизни и т.д. Основным условием успешного проведения занятий по обучению игре являются эмоциональный настрой педагога, умение органично включаться в игру детей, руководить их деятельностью исподволь, избегая прямого вмешательства и нажима.
Игра имеет большое значение для развития речи слабослышащих детей. В процессе проведения занятий воспитатель должен создавать условия для проявления детьми речевой активности, помочь им актуализировать в речи их игровой опыт. Не должно быть искусственного отрыва речевого материала от содержания самой деятельности, т.е. нельзя заранее разучивать речевой материал, ставить целью запоминание детьми слов, названий игрушек, игровых действий и т.д.
В то же время условия игры должны способствовать использованию детьми различных типов высказываний. Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игровой деятельности.
Игровая деятельность слабослышащих дошкольников не должна исчерпываться занятиями по обучению игре. Ежедневно дети должны играть самостоятельно на прогулке, в свободное от занятий время – в игровой комнате. Обучение игре должно способствовать развитию самостоятельной игровой деятельности, обогащать ее и направлять.
Реализация мной поставленных задач предполагает несколько этапов подготовки сюжетно-ролевой игры:
Используемые мной методические приемы помогают неслышащим детям полностью войти в мир игры, познакомиться с разными профессиями и научиться взаимоотношениям друг с другом. В процессе игр по безопасности у детей формируются знания о пожарной безопасности, о правилах дорожного движения, воспитываются навыки культурного поведения на улице и в общественных местах.
С/р игры "Автобус", "Шоферы" - знакомят детей с профессиями шофера, с нормами и правилами поведения в общественном транспорте.
Игры драматизации развивают такие нравственные качества, как взаимовыручка, умение прийти на помощь, дают понятия о добре и зле.
Игра "День рождения в семье" - формирует представление детей о семейных традициях; развивает навыки общения с гостями, правил поведения за столом; воспитание гостеприимства.
Игры "Рынок", "Магазин" - вызывают интерес к профессии продавца, формирует навыки культурного поведения, воспитывает культуру общения.
С/р игра "Больница" - развивает интерес к таким профессиям, как врач, медицинская сестра; воспитывает чуткое отношение к больному, проявляя заботу, доброту.
Игра "Парикмахерская" - знакомит с профессией парикмахер, воспитывает желание следить за своим внешним видом, в процессе игры воспитывает культуру общения.
Игры "Повар", "Кафе" - знакомят детей с профессиями повар, официант; воспитывают культуру поведения за столом.