Сюжетно-ролевая игра как социальная практика ребенка

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования.

Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интереса, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям.

Нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все может.

В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел. Стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.

С сентября 2020 года мы работаю на средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (ТНР). Дети к нам пришли в группу из разных детских садов и два ребенка до этого не посещали детский сад. Перед нами встала задача как объединить разрозненный детский коллектив в дружную команду.

И мы решили, что только благодаря игре мы сможем объединить детей. Ранее детство время увлекательных игр с друзьями. В игровой деятельности активно развиваются мыслительные способности детей, раскрывается творческий потенциал. Играть для ребенка значит осмысливать человеческие отношения, узнавать о профессиях, общаться с друзьями.

В игре взрослый выступает равноправным партнером, организатором или наблюдателем. В средней группе способ построения сюжетно-ролевой игры позволяет менять роль одному и тому же ребенку в одной и той же игре. Это развивает воображение и стимулирует придумывать роли и вымышленные обстоятельство. Взрослый выступает в качестве помощника и участника игры.

В игре "Салон красоты" мы предлагаем своим детям побыть клиентами, а сама беру на себя роль мастера. Затем мы с детьми меняемся ролями. Кто-то делает маникюр кто-то делает косметические процедуры. В игре ребенок 4-5 лет использует накопленный опыт: воссоздает ситуации из жизни повторяет действия и фразы взрослых в конкретных ситуациях.

В игровой деятельности средних дошкольников закладывается основа для самостоятельного придумывания сюжетов и проигрывания их со сверстниками. В этом возрасте важно сформировать гибкость ролевого поведения и побудить к творчеству и фантазированию

В игре развиваются творческие способности тогда, когда между ребятами устанавливается атмосфера дружбы и понимания. Подражание это один из способов выражения детского творчества. Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Именно игра оказывает влияние на творческое развитие дошкольника. Игра, возникающая по личной инициативе детей, характеризуется наличием замыслов. Начале он не стабилен, и одна идея сменяется другой.

Взрослея дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят. Как в детстве строили шалаши, поезда из стульев. И из подручных средств изготавливали все предметы обихода. Представляя взрослую жизнь. Процесс игры - это немаловажная часть жизни детей, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они соединяют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. фантазия малышей безгранична. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй.

В среднем дошкольном возрасте мы стараемся научить детей планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Дети могут определить тему и сюжет игры. Мы помогаем распределить роли. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам.

Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных людей. В пределах одного сюжета малыш играет несколько ролей. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо что бы дочка была послушной.

Мы постоянно заботимся об, обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед слушания художественных произведений и организации других форм и организации других форм совместной деятельности. В обстановки совместных игр мы своим примером показываем детям как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре.

Мы активно развиваем диалог, обогащаем словарный запас детей, так же учим использовать в игре различные предметы-заместители. А также побуждаем детей к творчеству к самостоятельному созданию игровой обстановки. Анализ игровой деятельности позволил мне составить план углубленной работы с детьми.

Определили следующие задачи:

  • научить детей группы объединяться и в небольшие группы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг другу;
  • соблюдать в игре элементарные правила поведения.

Развивать у детей умение придумывать сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий лечить, готовить обед, накрывать на стол. Поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли. Свою работу начали с того, что определили сюжетно-ролевые игры для наших детей.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в трех направлениях:

  1. работа с родителями;
  2. создание необходимой игровой среды;
  3. непосредственное руководство играми детей.

Работа с родителями: со стороны родителей была оказана помощь в оформление игровых уголков: "МАГАЗИН", "БОЛЬНИЦА", "ПАРИКМАХЕРСКАЯ", "АВТОМАСТЕРСКАЯ", "АВТОБУС", "СТРОИТЕЛИ", "ДОЧКИ-МАТЕРИ".

Посоветовали родителям, чтобы при покупке игрушек они учитывали возраст детей предназначении игрушки. Также порекомендовала при посещении магазина, детской поликлинике, проезда в транспорте, обращать внимание детей на положительные, добрых взаимоотношений этих профессий. Была оформлена консультация для родителей "Играйте вместе с детьми". Оборудовала игровую среду. Но для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалам. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которую дети отражают в своей игре.

В первое время, когда дети не знали друг друга, они играли довольно разобщенно. Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. Вначале знакомства с детьми во время организации сюжетно-ролевых игр брали на себя главные роли. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. В играх детей появились лидеры, которые продвигают сюжет. Остальные соглашаются с лидерами и обычно подстраиваются.

Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли, стимулировать творческую активность детей в игре, формировать дружеские отношения в игре, продолжать обучать умениям ролевого взаимодействия.

С детьми мы работаем два месяца и только смогли сплотить детский коллектив. Мы на верном пути. И мы также будем воспитывать наших детей, развивать творчество посредством сюжетно-ролевой игры.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что игра обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет реализовывать самые разные стремления и желания действовать как взрослый, желание управлять вещями в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремиться воссоздать широкие сферы окружающий действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!