Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам бумагопластики

Аннотация: в данной статье рассматривается онтогенез развития мелкой моторики рук, а также описаны некоторые средства для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: мелкая моторика рук (пальцевая моторика), аппликация.

Актуальность данного вопроса очевидна и на сегодняшний день. ФГОС ДО диктует требования к содержанию образовательной программы дошкольного образования в соответствии с основными образовательными областями. Так, в направлении физическое развитие дошкольников ставится задача развития координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук ребенка.

Мелкой моторикой считается способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук (ног) в результате скоординированных действий важных систем организма: нервной, мышечной и костной

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук детей являются занятия по бумагопластике. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информаци. Проблема развития мелкой моторики на занятиях по бумагопластике весьма актуальна, так как именно бумагопластика способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность бумагопластики как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из гипотезы, мы определили задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого – педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
  2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Экспериментально проверить эффективность бумагопластики в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – педагогический процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством бумагопластики.

Предмет исследования – бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством бумагопластики будет эффективно, если будут соблюдаться определенные условия:

  • обогащена развивающая предметно – пространственная среда оборудованием для бумагопластики;
  • организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством использования бумагопластики;
  • разработаны и внедрены этапы работы по бумагопластике с детьми старшего дошкольного возраста.

При исследовании проблемы использовались такие методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
  • эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы
  • анализ и интерпретация эмпирических данных.

Новизна исследования:

  1. обоснованы потенциальные возможности использования бумагопластики в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;
  2. определены показатели и уровни развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством бумагопластики.

Развитие мелкой моторики в начальном периоде жизни является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и для мышления.

В начале второго года жизни ребенок пытается "взять весь мир в свои руки". Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром (ребенок использует предмет в соответствии с его функциональным назначением). На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребенка в постоянном движении, в работе.

Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится с множеством рамок для застегивания – расстегивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы; научится стирать платочки, носочки; складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки. И все это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребенок начнет осваивать и сенсорные эталоны.

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретенные умения, появляются новые интересы, например, вышивание крестиком, вязание крючком и др. Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению "грамоты" и подготовке руки к письму.

Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в "ручной умелости": осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щетки, лейки, лопаты и другое.

Для развития у детей рук и пальцев очень эффективны пальчиковые игры и упражнения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, улучшают внимание, память, помогают научиться терпению

Эффективно использовать игры с подручными материалами. Например, нанизывание на шнурок различных предметов: пуговиц, бусинок и т.д.; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; закручивание и раскручивание крышек баночек, бутылочек; игры с прищепками; игры с крупой. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

В работе с ножницами особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

Большое значение имеет лепка из пластилина, глины и соленого теста. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Можно лепить мелкие детали самим, а малыш может собирать готовую композицию.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб, дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, штриховка.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а также бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и другое.

Таким образом, для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей и многое другое.

Практическая работа детей старшего дошкольного возраста по бумагопластике заключается в изготовлении бумажных изделий в сочетании с рисованием, аппликацией и тому подобное. При этом у них формируются такие группы умений, как речевые, графические, практические навыки работы с бумагой, развиваются представления о конструкционных особенностях предметов, проявляется активность в составе творческой группы.

Практические навыки детей развиваются, когда ребенок в правильной последовательности выполняет складывание бумажных конструкций, при работе с аппликацией, ножницами, клеем, рисованием, а также когда ребенок готовит и убирает рабочее место, соблюдает правила безопасной работы при работе с ножницами, планирует последовательность действий и тому подобное.

К деятельностному критерию развития ребенка старшего дошкольного возраста в контексте изготовления произведений искусства при помощи бумаги принадлежит:

  • способность в изделии отражать основные конструктивные особенности формы объекта;
  • умение в изделии воспроизводить внешние контуры натуры;
  • адекватность воспроизведения отношений целого и частей;
  • умение находить гармоничные соотношения цвета, тона и пропорций воспроизводимого объекта.

Бумагопластика способствует развитию сенсомоторики – слаженности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий, гибкости. Труд с бумагой и картоном влияет на умственное развитие воспитанников, на развитие их мышления, воображения. Главное происходит интенсивное развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста.

Создавая изображения или поделку при помощи бумагопластики, ребенок осмысливает поэтапность выполнения работы, ее качество, запоминает характерные особенности и детали разных предметов их название, продумывает средства и форму передачи образов в поделке, рисунке или объемной аппликации.

Бумага, благодаря своей общедоступности и простоте обработки, является одним из наиболее подвижных материалов для создания изделий различных форм с помощью сборки, склейки, изгибания, сминание, гофрирование и других приемов технической и пластической обработки.

Отметим, что бумагу можно использовать не только в традиционном смысле – для письма или печатания книг, но и для создания игрушек, шкатулок, изделий для украшения интерьера, изготовления картин и панно, объемного предмета и др. В Японии, например, из бумаги делают: сумки, зонты, фонари и ширмы, перегородки в домах, веревки и даже одежду и многое другое.

Если некогда изготовление бумаги велось вручную, она была дорогим материалом, то сегодня бумага – это самый доступный и распространенный материал. Для освоения способов работы с бумагой необходимы знания его свойств как изобразительного материала. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей.

К шести годам ребенок должен овладеть значительным объемом знаний, умений и навыков по работе с бумагой. Мускулатура ребенка к этому времени достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движений руки и глаза.

Таким образом, применение такой универсальной техники как бумагопластика в работе с детьми, положительно влияет на все стороннее развитие ребенка. Данная техника обогащает знания и умения ребенка, развивает его универсальные навыки и развивает мелкую моторику рук. Доступность бумаги как материала, простата в применении и обработке привлекают детей.

Размер:
13.34 Kb
Скачали:
8