Использование развивающих настольно-печатных и дидактических игр при реализации курса "Мир Белогорья, я и мои друзья"

Основная цель мастер-класса: направить педагогов на создание системы эффективной работы по использованию наглядного дидактического материала, по курсу "Мир Белогорья, я и мои друзья".

Цели:

  • создать условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения воспитателей по данной теме;
  • показать практику работы по использованию дидактических игр для детей старшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с дидактическими играми на основе наглядного материала, способствующего развитию у детей: словарного запаса, внимательности, наблюдательности, зрительной памяти, связной речи.
  2. Направить педагогов на стремление создать необходимую социально- развивающую среду в группе.

Теоретическая часть

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей. Играя, ребенок может получать новые знания, навыки, умения, развивать способности, причем все это осуществляется незаметно для него.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Одной из составных частей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является краеведение

Наиболее доступной формой представления детей о родном крае являются дидактические игры. Это игры с предметами, словесные, настольно-печатные.

Основная цель – научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий. В настольно-печатных играх развиваются навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, умение терпеливо ждать своей очереди, сопереживать партнерам по игре. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Содержательный модуль "Моя Родина"

Продолжаем знакомиться с понятием Родина, Отечество, Отчизна, Россия, Российская Федерация. Игра направлена на выделение части и целого.

Настольно-печатная игра "Государственные символы России"

Цель: познакомить с геральдикой государства: флагом, гербом города Москвы, Святым Покровителем Георгием Победоносцем.
Материал: целая картинка и картинки–пазлы.
Описание: рассматривается целая картинка на ее основе собираются пазлы с символикой государства.

Содержательный модуль "Семья"

Закрепляем знания о близких родственниках. Отношения между взрослыми и детьми в семье. Знакомимся с семейными праздниками и традициями.

Дидактическая игра "Мои обязанности"

Цель: активизировать словарь и речь детей, воспитывать навыки помощи близким людям, прививать любовь к труду. Развивать содержательную основу предложения.
Материал: картинки.
Описание: по предложенным картинкам играющим предлагается составить короткий рассказ о изображенном виде деятельности.

Содержательный модуль "Мой дом, моя улица"

Данный модуль предусматривает знакомство с названиями улиц, на которых проживают дети, историей их названий, расположением домов.
Игра-занятие для знакомства с понятием дом.

Настольно-печатная игра "Мой дом"

Цель: формировать знания детей об истории жилища человека, процессе его совершенствования, познакомить с названием материалов из которых строят дома.
Материал: карточка-дом, карточки с изображениями архитектурных деталей.
Описание: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома.

  • Фундамент состоит из кирпича, камня, бетона.
  • Дверь - деревянная, металлическая.
  • Окна - пластиковые, деревянные.
  • Крыша покрыта шифером, черепицей.

Дети знакомятся с понятием многоэтажный, одноэтажный дом. Сравнивают чем их дом отличается от увиденного на картинке

Содержательный модуль "Мой детский сад, моя группа"

Знакомимся с историей детского сада, его традициями. Формируем знания воспитанников о профессиях работников детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, рабочий по обслуживанию. Закрепляем правила и нормы жизни в группе.

Дидактическая игра "Все профессии важны…"

Цель: познакомить детей с профессиями работников детского сада. Развивать внимательность, наблюдательность, речь детей. Воспитывать уважительное отношение к труду человека.
Материал: коробочки на которых наклеены картинки с изображением определенной профессии. В коробочке картинки с предметами данной профессии.

Описание: содержимое коробочек выкладывается и перемешивается на столе. У детей пустые коробочки. По очереди берут карточку с предметом, называют его и сравнивают с данной профессией. Если соответствует, кладут в свою коробочку, если нет возвращают обратно, при этом карточки вновь перемешиваются. Игра заканчивается тогда, когда все карточки будут разложены по своим коробочкам.

Содержательный модуль "Мой родной край – Белогорье. История края"

Предусматривает знакомство с названием региона, его символами – герб и флаг. Областной центр – город Белгород. Районный центр – город Шебекино. Основные достопримечательности городов. Архитектура Белгородчины: соборы, музеи, памятные дома.

Настольно–печатная игра на выделение части и целого.

"Символы Белгородской области"

Цель:

  • продолжать знакомить детей с флагом Белгородской области;
  • научить узнавать герб города Шебекина среди других гербов;
  • развивать мелкую моторику, внимание, память;
  • воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Материал: целые картинки и разрезные поделенные на треугольники, прямоугольники, квадраты
Описание: ребенку предлагается собрать герб города Шебекина, Белгорода, Корочи, Волоконовки. Рассказать, что символизирует каждый из них. Определить герб Шебекинского района. Игра, направленная на формирование умения ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатная игра "Достопримечательности Белгорода"

Цель: систематизировать знания детей о городе Белгороде, его достопримечательностях; развивать образное мышление, связную речь, память.

Обозначения:

  • Желтый - движение по маршруту.
  • Зеленый - назови достопримечательность.
  • Красный - ответь на вопрос.
  • Синий - старт.
  • Фиолетовый - финиш.

Описание: играющие знакомятся с условными обозначениями; определенным движением выбрасывая кубик, ребенок учится отсчитывать количество точек для продвижения вперед, выполняя определенные требования. Играющие двигаются к финишу пошагово, соблюдая очередность.

Вывод: Таким образом, увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению интеллектуальных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, обогащает словарный запас, развивает память и образное мышление.

Использование данного опыта делает дидактическую игру важным средством подготовки дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!