Основная цель мастер-класса: направить педагогов на создание системы эффективной работы по использованию наглядного дидактического материала, по курсу "Мир Белогорья, я и мои друзья".
Цели:
Задачи:
Теоретическая часть
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей. Играя, ребенок может получать новые знания, навыки, умения, развивать способности, причем все это осуществляется незаметно для него.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Одной из составных частей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является краеведение
Наиболее доступной формой представления детей о родном крае являются дидактические игры. Это игры с предметами, словесные, настольно-печатные.
Основная цель – научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий. В настольно-печатных играх развиваются навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, умение терпеливо ждать своей очереди, сопереживать партнерам по игре. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Содержательный модуль "Моя Родина"
Продолжаем знакомиться с понятием Родина, Отечество, Отчизна, Россия, Российская Федерация. Игра направлена на выделение части и целого.
Настольно-печатная игра "Государственные символы России"
Цель: познакомить с геральдикой государства: флагом, гербом города Москвы, Святым Покровителем Георгием Победоносцем.
Материал: целая картинка и картинки–пазлы.
Описание: рассматривается целая картинка на ее основе собираются пазлы с символикой государства.
Содержательный модуль "Семья"
Закрепляем знания о близких родственниках. Отношения между взрослыми и детьми в семье. Знакомимся с семейными праздниками и традициями.
Дидактическая игра "Мои обязанности"
Цель: активизировать словарь и речь детей, воспитывать навыки помощи близким людям, прививать любовь к труду. Развивать содержательную основу предложения.
Материал: картинки.
Описание: по предложенным картинкам играющим предлагается составить короткий рассказ о изображенном виде деятельности.
Содержательный модуль "Мой дом, моя улица"
Данный модуль предусматривает знакомство с названиями улиц, на которых проживают дети, историей их названий, расположением домов.
Игра-занятие для знакомства с понятием дом.
Настольно-печатная игра "Мой дом"
Цель: формировать знания детей об истории жилища человека, процессе его совершенствования, познакомить с названием материалов из которых строят дома.
Материал: карточка-дом, карточки с изображениями архитектурных деталей.
Описание: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома.
Дети знакомятся с понятием многоэтажный, одноэтажный дом. Сравнивают чем их дом отличается от увиденного на картинке
Содержательный модуль "Мой детский сад, моя группа"
Знакомимся с историей детского сада, его традициями. Формируем знания воспитанников о профессиях работников детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, рабочий по обслуживанию. Закрепляем правила и нормы жизни в группе.
Дидактическая игра "Все профессии важны…"
Цель: познакомить детей с профессиями работников детского сада. Развивать внимательность, наблюдательность, речь детей. Воспитывать уважительное отношение к труду человека.
Материал: коробочки на которых наклеены картинки с изображением определенной профессии. В коробочке картинки с предметами данной профессии.
Описание: содержимое коробочек выкладывается и перемешивается на столе. У детей пустые коробочки. По очереди берут карточку с предметом, называют его и сравнивают с данной профессией. Если соответствует, кладут в свою коробочку, если нет возвращают обратно, при этом карточки вновь перемешиваются. Игра заканчивается тогда, когда все карточки будут разложены по своим коробочкам.
Содержательный модуль "Мой родной край – Белогорье. История края"
Предусматривает знакомство с названием региона, его символами – герб и флаг. Областной центр – город Белгород. Районный центр – город Шебекино. Основные достопримечательности городов. Архитектура Белгородчины: соборы, музеи, памятные дома.
Настольно–печатная игра на выделение части и целого.
"Символы Белгородской области"
Цель:
Материал: целые картинки и разрезные поделенные на треугольники, прямоугольники, квадраты
Описание: ребенку предлагается собрать герб города Шебекина, Белгорода, Корочи, Волоконовки. Рассказать, что символизирует каждый из них. Определить герб Шебекинского района. Игра, направленная на формирование умения ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатная игра "Достопримечательности Белгорода"
Цель: систематизировать знания детей о городе Белгороде, его достопримечательностях; развивать образное мышление, связную речь, память.
Обозначения:
Описание: играющие знакомятся с условными обозначениями; определенным движением выбрасывая кубик, ребенок учится отсчитывать количество точек для продвижения вперед, выполняя определенные требования. Играющие двигаются к финишу пошагово, соблюдая очередность.
Вывод: Таким образом, увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению интеллектуальных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, обогащает словарный запас, развивает память и образное мышление.
Использование данного опыта делает дидактическую игру важным средством подготовки дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.