Использование ростовой куклы в образовательной деятельности с детьми, имеющими РАС.
В данном проекте отражены особенности работы по использованию ростовой куклы "Буба" как средства формирования и развития речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС. "Буба-time" это занимательно – развивающие игры с персонажем любимого детского мультфильма.
Актуальность
Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.
Поэтому нужны новые формы и средства, нацеленные на социальную адаптацию ребенка и улучшение его контактности с окружающей средой.Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения. И в этом нашим помощником стала ростовая кукла "Буба".
Проблема
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать –в законе не сказано. Поэтому возникает необходимость самостоятельного поиска решения проблемы.
Цель: Повышении эффективности формированияи развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей-с РАС посредством использования ростовой куклы "Буба".
Задачи:
Предполагаемые результаты
Предполагаем, что данный проект "Буба-time" будет способствовать эффективному и успешному преодолению недостатков речевого общения и коммуникативных навыков, и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленная своими руками ростовая кукла "Буба" обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с РАС, а так же с детьми ОВЗ различной нозологии.
Деятельность в рамках проекта "Буба-time"
Название проекта "Буба-time" переводится как "Время Бубы", так как для детей с РАС большое значение имеет четкая организация и последовательность деятельности по времени. А имя самого персонажа легко и доступно для произнесения ребенком.
В рамках проекта была создана ростовая кукла "Буба", составлен план работы с учетом всех трудностей и особенностей детей данной категории, а так же подобран ряд специально – организованных игр и игровых упражнений.
Работа с ростовой куклой охватывает все образовательные области ФГОС ДО: "Речевое развитие", "Социально – коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Художественно – эстетическое развитие"
Описание стратегии, ресурсов, и механизма реализации проекта
Ростовая кукла "Буба" предназначена для использования в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС. Кукла может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.
Функции куклы: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.
Области применения:
Ростовая кукла "Буба" представляет собой мягкую игрушку с различными видами игровых заданий. Она изготовлена из разнообразных материалов, на основе персонажа любимого мультфильма. Иучитывает сенсорные потребности данной категории детей.
"Буба-time"поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, заинтересовать его развивающими играми, включить ребенка в коммуникативные отношения как со взрослыми, так и с детьми.
План работы по проекту
Участники проекта: дети с РАС дошкольного возраста ДОУ; учитель – логопед; воспитатели; родители.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный 1. Выбор темы проекта и его разработка; 2. Постановка цели и задач; 3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме; 4. Подбор методического материала по теме; 5. Разработка развивающих игр для детей с РАС; 6. Изготовление ростовой куклы «Буба». |
Основной (практический) 1. Знакомство детей с ростовой куклой «Буба»; 2. Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности. |
Заключительный Подведение итогов и анализ 1. Результаты апробации проекта «Буба-time»; 2. Презентация проекта: Ознакомление родителей на собрании по использованию игрового пособия в работе с детьми; 3. Разработка вариативности использования пособия. |
Содержание работы в рамках проекта
Направление работы |
Задачи |
Игровая наполняемость |
Эмоционально- мотивационное развитие |
1. Установление положительного эмоционального контакта 2. Формирование положительной мотивации 3. Регуляция психо-эмоционального состояния 4. Формирование слухо-моторного контроля (навыков подражание) и зрительно-моторной координации |
Песенки-потешки, игры с мячом, «Узнай меня», «Волшебный круг», «Обнимашки», «Липучка», игры из сундучка Бубы: «Превратимся в зеркальце», «Шумящие мешочки», «Музыканты» |
Сенсорное восприятие и развитие |
1. Развитие ощущений (использование различных материалов) 2. Насыщение сенсорными впечатлениями 3. Снятие мышечного напряжения 4. Регуляция психо-эмоционального состояния |
«Прятки с Бубой», «Дорожки к сюрпризу», «Потанцуем!», игры из сундучка Бубы: «Волшебные пузыри», «Порисуем на песке», «Потрогай и узнай» (с крупами и материалами), «Мячик-ёжик» |
Импрессивная коммуникация |
1. Обучение пониманию простых инструкций 2. Обучение пониманию жестов, выразительных движений |
«Дай – на», «Покажи», «Стой – иди », «Идем в гости», «Кто со мной?», «Поймай звук» |
Экспрессивная коммуникация |
1. Формирование и развитие социально-ответной реакции с ориентацией на понимание слов, подкрепленных действием 2. Расширение рамок общения с окружающими |
«Превращалки», «Что изменилось?», «Паровозик»,«Пригласи в игру», «Едем в зоопарк» |
Общие речевые навыки |
1. Вызывание речевого подражания 2. Формирование речевого дыхания, просодики, активизация движений арт.аппарата и мимической мускулатуры 3. Развитие слухового внимания |
«Заблудились», «Угадай кто кричит?/что звучит?», «Тихо – громко», «Подели словечко», игры из сундучка Бубы: «Футбол», «Остудим чай», «Снежинки», «Рыбалка» |
Пространственные представления |
Формирование пространственных представлений и понимания пространственного отношения предметов |
Стихи – потешки, «Солнечный зайчик», «Найди картинку», игры из сундучка Бубы:«Где спрятался шарик?» |
Оценка результатов реализации проекта:
Эффективность реализации образовательного проекта оценивается повышением роли индивидуальных достижений детей, повышением степени удовлетворенности образовательным процессом со стороны педагогови родителей.
Показатели эффективности реализации образовательного проекта:
Перспективы дальнейшего развития проекта:
В дальнейшем планируем увеличить количество персонажей, расширить и адаптировать проект для детей с ОВЗ,создать методические рекомендации на основе проекта.
Устойчивость проекта:
Используя ростовую куклу, в работе с детьми с РАС может возникнуть ряд трудностей.
Затруднение |
Пути решения |
1. Отсутствие включения ребенка в игровой процесс |
Исключение настойчивости со стороны взрослого, продолжение игровых действий в поле зрения ребенка, предоставление возможности ребенку детально рассмотреть куклу для дальнейшего включения в игру |
2. Состояние испуга от новых ярких сенсорных ощущений |
Предложение нового постепенно и «малыми дозами»; повторение определенного игрового действия снова и снова |
3. Отсутствие понимания сюжета игры |
Адаптация сюжета в соответствии с уровнем понимания ребенка |
4. Избегание или неприятие варианта игры |
Изменение игровой модели, с предложением новых, более интересные ребенку вариантов |
Спектр аутистических расстройств чрезвычайно широк и разнообразен, поэтому крайне важно ориентироваться на индивидуальные личностные особенности каждого ребенка. Вносить положительные впечатления и разнообразить его жизнь самым комфортным для него способом. Кроме того, очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и педагога, а также поощрять его даже за минимальные успехи.