Образовательный проект "БУБА-TIME"

Использование ростовой куклы в образовательной деятельности с детьми, имеющими РАС.

В данном проекте отражены особенности работы по использованию ростовой куклы "Буба" как средства формирования и развития речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС. "Буба-time" это занимательно – развивающие игры с персонажем любимого детского мультфильма.

Актуальность

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны новые формы и средства, нацеленные на социальную адаптацию ребенка и улучшение его контактности с окружающей средой.Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения. И в этом нашим помощником стала ростовая кукла "Буба".

Ростовая кукла "Буба"Ростовая кукла "Буба"

Проблема

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать –в законе не сказано. Поэтому возникает необходимость самостоятельного поиска решения проблемы.

Цель: Повышении эффективности формированияи развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей-с РАС посредством использования ростовой куклы "Буба".

Задачи:

  1. Коррегировать эмоционально - волевую сферу и развитие зрительного; слухового и тактильного восприятия детей с РАС;
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности;
  3. Стимулировать и активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей с РАС;
  4. Закреплять положительную мотивацию и интерес детей к занятиям;
  5. Формировать, развивать и активизировать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь у детей с РАС;
  6. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

Предполагаемые результаты

Предполагаем, что данный проект "Буба-time" будет способствовать эффективному и успешному преодолению недостатков речевого общения и коммуникативных навыков, и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленная своими руками ростовая кукла "Буба" обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с РАС, а так же с детьми ОВЗ различной нозологии.

Деятельность в рамках проекта "Буба-time"

Название проекта "Буба-time" переводится как "Время Бубы", так как для детей с РАС большое значение имеет четкая организация и последовательность деятельности по времени. А имя самого персонажа легко и доступно для произнесения ребенком.

В рамках проекта была создана ростовая кукла "Буба", составлен план работы с учетом всех трудностей и особенностей детей данной категории, а так же подобран ряд специально – организованных игр и игровых упражнений.

Работа с ростовой куклой охватывает все образовательные области ФГОС ДО: "Речевое развитие", "Социально – коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Художественно – эстетическое развитие"

Описание стратегии, ресурсов, и механизма реализации проекта

Ростовая кукла "Буба" предназначена для использования в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС. Кукла может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.

Функции куклы: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.

Области применения:

  • организация развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  • совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми;
  • сюрпризный момент.

Ростовая кукла "Буба" представляет собой мягкую игрушку с различными видами игровых заданий. Она изготовлена из разнообразных материалов, на основе персонажа любимого мультфильма. Иучитывает сенсорные потребности данной категории детей.

"Буба-time"поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, заинтересовать его развивающими играми, включить ребенка в коммуникативные отношения как со взрослыми, так и с детьми.

План работы по проекту

Участники проекта: дети с РАС дошкольного возраста ДОУ; учитель – логопед; воспитатели; родители.
Этапы реализации проекта:

Подготовительный

1. Выбор темы проекта и его разработка;

2. Постановка цели и задач;

3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме; 4. Подбор методического материала по теме;

5. Разработка развивающих игр для детей с РАС;

6. Изготовление ростовой куклы «Буба».

Основной (практический)

1. Знакомство детей с ростовой куклой «Буба»;

2. Реализация проекта  в непосредственно-образовательной деятельности.

Заключительный

Подведение итогов и анализ

1. Результаты апробации проекта «Буба-time»;

2. Презентация проекта: Ознакомление родителей на собрании по использованию игрового пособия в работе с детьми;

3. Разработка вариативности использования пособия.

 

Содержание работы в рамках проекта

Направление работы

Задачи

Игровая наполняемость

Эмоционально- мотивационное развитие

1. Установление положительного эмоционального контакта

2. Формирование положительной мотивации

3. Регуляция психо-эмоционального состояния

4. Формирование слухо-моторного контроля (навыков подражание) и зрительно-моторной координации

Песенки-потешки, игры с мячом, «Узнай меня», «Волшебный круг», «Обнимашки», «Липучка», игры из сундучка Бубы: «Превратимся в зеркальце», «Шумящие мешочки», «Музыканты»

Сенсорное восприятие и развитие

1. Развитие ощущений (использование различных материалов)

2. Насыщение сенсорными впечатлениями

3. Снятие мышечного напряжения

4. Регуляция психо-эмоционального состояния

«Прятки с Бубой», «Дорожки к сюрпризу», «Потанцуем!»,

игры из сундучка Бубы: «Волшебные пузыри», «Порисуем на песке», «Потрогай и узнай» (с крупами и материалами), «Мячик-ёжик»

Импрессивная коммуникация

1. Обучение пониманию простых инструкций

2. Обучение пониманию жестов, выразительных движений

«Дай – на», «Покажи», «Стой – иди », «Идем в гости», «Кто со мной?», «Поймай звук»

Экспрессивная коммуникация

1. Формирование и развитие социально-ответной реакции с ориентацией на понимание слов, подкрепленных действием

2. Расширение рамок общения с окружающими

«Превращалки», «Что изменилось?», «Паровозик»,«Пригласи в игру», «Едем в зоопарк»

Общие речевые навыки

1. Вызывание речевого подражания

2. Формирование речевого дыхания, просодики, активизация движений арт.аппарата и мимической мускулатуры

3. Развитие слухового внимания

«Заблудились», «Угадай кто кричит?/что звучит?», «Тихо – громко», «Подели словечко», игры из сундучка Бубы:

«Футбол», «Остудим чай», «Снежинки», «Рыбалка»

Пространственные представления

Формирование пространственных представлений

и понимания пространственного отношения предметов

Стихи – потешки, «Солнечный зайчик», «Найди картинку», игры из сундучка Бубы:«Где спрятался шарик?»

Оценка результатов реализации проекта:

Эффективность реализации образовательного проекта оценивается повышением роли индивидуальных достижений детей, повышением степени удовлетворенности образовательным процессом со стороны педагогови родителей.

Показатели эффективности реализации образовательного проекта:

  • повышение эффективности формирования и развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей с РАС;
  • увеличение количествадетей, вовлеченных в совместнуюобразовательную деятельность.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

В дальнейшем планируем увеличить количество персонажей, расширить и адаптировать проект для детей с ОВЗ,создать методические рекомендации на основе проекта.

Устойчивость проекта:
Используя ростовую куклу, в работе с детьми с РАС может возникнуть ряд трудностей.

Затруднение

Пути решения

1. Отсутствие включения ребенка в игровой процесс

Исключение настойчивости со стороны взрослого, продолжение игровых действий в поле зрения ребенка, предоставление возможности ребенку детально рассмотреть куклу для дальнейшего включения в игру

2. Состояние испуга от новых ярких сенсорных ощущений

Предложение нового постепенно и «малыми дозами»; повторение определенного игрового действия снова и снова

3. Отсутствие понимания сюжета игры

Адаптация сюжета в соответствии с уровнем понимания ребенка 

4. Избегание или неприятие варианта игры

Изменение игровой модели, с предложением новых, более интересные ребенку вариантов

Спектр аутистических расстройств чрезвычайно широк и разнообразен, поэтому крайне важно ориентироваться на индивидуальные личностные особенности каждого ребенка. Вносить положительные впечатления и разнообразить его жизнь самым комфортным для него способом. Кроме того, очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и педагога, а также поощрять его даже за минимальные успехи.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, проект, коррекция