Литературно-театрализованный вечер "Литературная гостиная" для детей с тяжелыми нарушениями речи и родителей

Зачем ребенку запоминать стихи наизусть? Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: обогащает знания, раздвигает рамки кругозора.

Рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, благотворно влияет на развитие памяти. Благодаря заучиванию стихов, повышается культурный уровень маленького человечка.

Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание. В нашей логопедической группе "Литературная гостиная" имеет большое значение и актуальность для проявления артистических и речевых возможностей у детей, возможность учиться преодолевать боязнь - выступать перед аудиторией. Участие родителей в литературно-театрализованном вечере только лишь придает уверенности нашим детям, сплоченности в совместном предприятии.

Исходя из всего выше сказанного, были поставлены цели и задачи тематического досуга.

Цель: повышение творческого потенциала у детей с ТНР и родителей через игровые формы импровизаций, внутренней свободы в процессе совместного взаимодействия.

Задачи:

  1. Совершенствовать артистические навыки детей с ТНР в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  2. Формировать у детей с ТНР простейшие образно-выразительные умения.
  3. Учить имитировать характерные движения героев.
  4. Совершенствовать звуковую культуру речи, активизировать словарь детей с ТНР, интонационный строй, диалогическую речь.
  5. Развить у детей с ТНР интерес к театрально-игровой деятельности.
  6. Побудить родителей к желанию участвовать в театральных мини постановках.

Оборудование и материалы: театральные костюмы, маски, шапочки, атрибуты для сценок, иллюстративные карточки с изображением театральных атрибутов, импровизированные атрибуты театра (сцена – дорожка, занавес – две подставки с красной тканью, карточки с напечатанными на них билетами, афиша, нарисованная детьми в свободное время), музыкальный центр, CD-запись инструментальной музыки оркестра Поля Мориа "Под музыку Вивальди".

Предварительная работа:

  1. Осведомление родителей о проведении творческого вечера, к которому необходимо подготовить, совместно с ребенком, стихотворение с элементами диалога (автор и тема – на выбор родителей и ребенка), исполнить поэтическое произведение на литературно-театрализованном вечере.
    Приветствуется:
    - интонационная выразительность речи;
    - использование театральных выразительных средств (мимики, жестов, поз, движений);
    - использование атрибутов для образа;
    - умение держаться на публике;
  2. Просмотр с детьми презентаций о театре (слайдовая презентация с загадками о театре).
  3. Просмотр с детьми презентаций о поэтах "Любимые строки - любимых поэтов". Проведение беседы по этой теме.
  4. Дидактическая ролевая игра "Поэты"
  5. Сюжетно-ролевая игра "Театр"
  6. Проведение комплексов упражнений на дыхание для профилактики сбивчивости речи и волнения при чтении стихов.
  7. Проведение комплекса артикуляционных упражнений.
  8. Проговаривание чистоговорок, скороговорок.
  9. Чтение стихов, содержащих диалоги.
  10. Подбор стихов с диалогами для инсценировок.
  11. Подготовка атрибутов, имитирующих театральную сцену и афиши.

Сценарий мероприятия может проводить логопед, один из воспитателей или сразу оба воспитателя, распределив слова между собой. Помещение группы оформлено театральными атрибутами, портретами поэтов, знакомыми детям. Свет приглушен, горят свечи, сервированы столы для чаепития. Звучит инструментальная музыка оркестра Поля Мориа "Под музыку Вивальди".

Ход мероприятия

Литературная гостиная для детей и родителей в старшей группеЛитературная гостиная для детей и родителей в старшей группе

Воспитатель: Сегодня мы собрались дружной компанией, чтобы весело провести этот вечер. Вижу и у взрослых, и у детей хорошее настроение! Чтобы оно было еще лучше, давайте начнем!
– Мы приглашаем вас в удивительный мир поэзии, на конкурс чтецов!
Мир поэзии - это праздник!
Для души колокольный звон!
Нас манит он к себе и дразнит,
Словно сказка, волшебный сон!

Тот, кто душу стихами питает,
Не способен на подлость и грех.
Пусть поэзия вас вдохновляет
На любовь, веселье и смех!

Мир поэзии - это праздник!
Для души колокольный звон!
Радость дарит он Вам, проказник!
Он Весны и Любви почтальон!

– Ребята, а Вы знаете, что такое поэзия? (Стихи)
– Да стихи. Это слова, сложенные в рифму. Стихами можно рассказать обо всем на свете. Ведь недаром говорят, что поэзия – это удивительный, огромный, волшебный мир.
Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь!
И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой, -
Подвластно все поэзии, - Попробуй!
И дверь в ее страну скорей открой! (Е. Некрасова)

– Откуда же берется поэзия, кто пишет стихи? (Стихи пишут поэты)
– В нашей "Гостиной" присутствуют портреты поэтов? Вы с ними уже знакомы, знаете их произведения. Назовите, и покажите кому принадлежат эти строки?

Строки из стихов, известных детям, поэтов:

1. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом… (А. С. Пушкин)

2. В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча... (С. В. Михалков)

3. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все. (А. Л. Барто)

4. Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. (К. И. Чуковский)

5. – Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой –
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил. (Э. Н. Успенский)

6. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку… (С. Я. Маршак)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Только талантливые дети знают стихи разных поэтов.
– Когда вы выступаете, читая стихотворение, исполняя песню или показывая сценку, вы кем сразу становитесь? (Артистами)
– Если артист играет в спектакле, то он становится…? (Актером)
– Где актеры, и актрисы,

Где есть сцена и кулисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались все, наверно? (театр)

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о театре? Мы сейчас создадим свой импровизированный мини-театр. Что для этого нужно, вы мне сейчас поможете. Слушайте загадку, а отгадав ее, увидим то, что должно быть в театре. (Отгадки можно также показывать на иллюстрации)

1. В кинотеатре – широкий экран,
Вцирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – … (сцена)
(дорожка, имитирующая сцену театра)

2. Завеса тайны открывается,
Спектакль сразу начинается. (занавес)
(две стойки с красной тканью)

3. Чтобы сцену освещать правильно, отменно –
Осветительный прибор нужен непременно:
Чтоб прошло все на "Ура!", свет дают … (прожектора) (настольная лампа)

4. Яркий плакат, что на тумбе висит,
В планы театра легко посвятит.
Скажет он нам о грядущей премьере,
Чтоб распахнулись театра нам двери. (афиша) (нарисованная детьми)

5. А в театр входа нет,
Предъявите-ка … (билет) (напечатанные на карточках)

6. Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит,
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор вид профессии – ... (актер) (дети и родители)

7. Он в пьесе роли не играет,
Он за актером наблюдает.
Забудет кто-то роль едва –
Подскажет нужные слова. (суфлер) (логопед)

8. Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
А актерами нашего импровизированного мини-театра "Лучик" будут наши дети и их родители. Они подготовили не просто стихи, а театрализованные мини-постановки с диалогом. Диалог – это разговор двух или нескольких героев.

9. Коль спектакль завершился –
Слышно: "Браво!", комплименты;
Всем актерам, в благодарность,
Дарим мы… (аплодисменты)

Воспитатель: Кто в театре был однажды, не забудет никогда.
Сцену, занавес, актеров – а на сцене – чудеса.
Настоящего таланта видно всем издалека.

Тишина летает в зале, начинается игра!
Каждый выйти рад на сцену - театральная мечта!
Поклонились, разбежались, в восторге зрители остались.
– Да, в театре все возможно, побывать везде в нем можно.

Воспитатель: Ну что ж, начнем! На сцене нашего мини-театра "Лучик" дебют! Приглашаются педагоги группы "Солнышко" с миниатюрной сценкой "Три подружки" (Выступление педагогов группы)

– Следующим творческим дуэтом выступят наши юные артисты с миниатюрой "Лиса и волк", по С. М. Маршаку. Встретим их аплодисментами!
Воспитатель: Вашему вниманию предлагаем миниатюры, подготовленные другими семьями. (Выступления детей с их родителями (бабушками, сестрами и т.д.)

Список предлагаемых миниатюр:

  • Миниатюра "Рыжий кот и старушка-говорушка".
  • Саша Черный мини-сценка "Хозяйка и кот".
  • Саша Черный мини-сценка "Скрут".
  • Э. Н. Успенский миниатюра "Разгром".
  • Г. Виеру миниатюра "Медведь".
  • О. Григорьев миниатюра "Яблоко".
  • С. Я. Маршак миниатюра "От чего кошку прозвали кошкой".

Музыкально-ритмичная игра "Аплодисменты"
Воспитатель: Какой увлекательный и разнообразный театр получился у нас сегодня в "Литературной гостиной". Вам понравилось? Когда зритель доволен, он громко аплодирует.
– В наше время ученые утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что почаще хлопайте – это полезно и всегда поднимает настроение! Тогда давайте поаплодируем себе!

– А вы знаете, что аплодировать можно по-разному? Мы сейчас будем хлопать не просто, а творчески.
– Итак, повторяйте все за мной! (Хлопки можно выстукивать ритмично, придумывая ритм на ходу; хлопки передавать по кругу, начиная с ведущего, соседу справа, а затем в другую сторону, хлопать можно то ускоряя, то замедляя темп или громкость и т.д.)

Чаепитие под инструментальную музыку оркестра Поля Мориа "Под музыку Вивальди"
Воспитатель: А теперь приглашаем всех на завершающую часть нашего литературно-театрализованного вечера – чаепитие "Под музыку Вивальди" в исполнении оркестра Поля Мориа.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, логопедия