Урок обучения чтению в подготовительной группе. Звуки [к], [к’], буква Кк

Перспективная цель – создание организационных и содержательных условий для формирования понятия о том, что каждый звук на письме обозначается конкретной буквой.

Актуальная цель – звуки [к], [к’] – согласные, глухие, парные, твердые/мягкие на письме обозначаются буквой К, к в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

  1. Знакомство с буквой К,к , закрепление знаний о звуках [к], [к’], которые она обозначает, формирование навыка слогового чтения.
  2. Развитие навыков сотрудничества в процессе чтения у доски, карточек, работы с учебником.
  3. Формирование правильного представления о поведении на катке в зимнее время.

Планируемый результаты

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес в ходе решения учебных задач (изучения новой буквы).

Предметные:

  • Различать звук - буква.
  • Определять звук в слышимой речи.
  • Уметь проводить проводить звуко-буквенный анализ слов.
  • Уметь правильно определять место ударения при чтении слов.
  • Развивать навык послогового чтения.
  • Понимать прочитанное, уточнять незнакомые слова.

Виды учебной деятельности: работа с кассой букв, с учебником, с карточками со слогами, с доской, с зеркалами.

Комплекс средств обучения: программа, конструкт урока, буквари, карточки для учащихся, кассы букв, карточки схемы Горецкого.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент, планирование деятельности

Сядет тот, кто ответит на вопрос.

Какое сегодня число?

Какой сегодня день недели?

Какой урок по счету?

К какому уроку приготовились?

Чему учимся на уроке обучения чтению?

Отвечают на вопросы. Планируют свою деятельность на уроке.

2. Арт. гимнастика

С чего начинаем каждый урок? (с зарядки) Взяли зеркала.

Гимнастика для лица, с помощью карточек.

Зарядка для губ и языка:

- Окошечко, рупор, труба.

- Лопаточка, почистили верхние зубы, покусали язычок, чашечка.

- Заносим чашечку в рот, пожужжали (хором, отдельно 2-3 ученика)

Работа над интонацией: на доске написаны буквы А, О, У – читаем с разной интонацией (.!?).

Оценили себя за зарядку.

Не забываем следить за звуками.

Выполняют упражнения в соответствии с инструкцией.

Читают буквы с заданной интонацией.

3. Тема урока, создание проблемной ситуации

Какое сейчас время года? (зима) Что можно делать зимой? (лепить снеговика) Из чего лепим снеговиков? Из снежных… (комков).

У вас на партах лежат комки со слогами. Читаем по цепочке. К доске выходят те, у кого слог начинается с буквы П. Выходим, лепим снеговика. Затем выходят те, у кого слог с буквой С.

Оценили себя за работу в группе и чтение слогов.

Отвечают на вопросы.

Выполняют в группах данное задание.

4. Физминутка

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку:

Он головой крутил, вертел,

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал,

И сильно прогибался.

Он руки к небу поднимал –

За солнышко хватался!

Выполняют действия, подражая словам.

5. Открытие новых знаний

На чем написаны слоги? На комках, верно. А как назовем, если он один? Ком. Какой первый звук слышим в слове ком? Звук [к]. произнесли все вместе [к]. Даем артикуляцию и характеристику звуку [к]. Кто-то один выходит к доске, остальные его оценивают.

Воздух встречает преграду, значит звук согласный.

Голосовые связки разомкнуты, значит звук глухой.

Средняя часть спинки языка прямая, значит звук твердый.

Оцените ответ.

Как вы думаете, у твердого звука [к], есть пара? Да, мягкий звук [к’]. Произнесем его все вместе. Что изменилось в артикуляции? (Средняя часть спинки языка стала горочкой).

Попытаемся «поймать» эти звуки. Как услышите зв. [к] – поднимите (какой квадратик?) – синий. На зв. [к’] –поднимите (какой?) -зеленый квадрат. Если не будет этих звуков – прячете квадратики.

К, ш, к’, м, д, к, к’.

Ко, ка, ки, ля, му, ке, кы.

Шапки, лед, ком, дети, шапка, собака.

Молодцы, оценили себя.

 

Физ. пауза. (по надобности)

 

На письме, звуки [к, к’] обозначаются буквой К. На что похожа буква К? Из каких элементов она состоит? Раздача сенсорного материала (вырезанная буква к с шероховатой поверхностью).

Иллюстрация клоуны с вытянутой ногой и рукой.

Показ места буквы в ленте букв.

Отвечают на вопросы.

 

 

Учатся слушать и оценивать других.

 

 

 

Выполняют задание в соответствие с инструкцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят звуки [к, к’] и обозначающую их букву. Сравнивают букву с предметами окружающего мира, опираясь на собственный опыт.

6. Применение новых знаний. Работа с букварем

Откройте кассы букв, найдите букву К.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Читаем слоги с новой буквой (на абаке). Выкладываем эти слоги: ка, ку, ок, ко.

Вспоминаем, из чего лепят снеговика? Выкладываем слово ком.

Читаем с доски (1 столбик) слова с новой буквой, хором.

Оценили себя.

Открываем учебники на стр. 14. каким цветом изображена буква К? Почему синим? Назовите картинки. Определите место звука в этих словах (с помощь схемы).

Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? Как нужно вести себя на катке?

Слоги и слова мы с вами уже прочитали, читаем предложения на стр. 15.

Оценили себя.

Выполняют задание в соответствии с инструкцией.

Учатся:

Узнавать, различать, сравнивать заглавные и строчные буквы.

Производить звуко-буквенный анализ слова.

Выделять изучаемый звук в процессе звуко-слогового анализа с опорой на предметный рисунок.

Понимать прочитанное слово.

Составлять связное высказывание.

7. Итог урока

С какой буквой научились читать?

Какие звуки она обозначает?

Чему научились на уроке?

Обобщают полученные знания.

Оценивают свои достижения на уроке.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!