Информационно – исследовательский проект во второй младшей группе «Что такое снег?»

В наше время важным остается вопрос экологического воспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к живой и неживой природе стали аналогом выживания человека на планете.

Детский сад – это образовательное учреждение, которое обеспечивает физкультурно-оздоровительное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. 

Проектная деятельность является одним из наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования.

В экологическом образовании детей не маловажную роль играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. В процессе исследования и практической деятельности дети получают конкретные знания, умения, навыки. А также они учатся наблюдать, экспериментировать, рассуждать, прогнозировать результат, анализировать, сравнивать, обобщать. Таким образом, у детей развиваются познавательные способности. Поэтому, приобщение детей к проектной деятельности предоставляет дополнительную возможность включиться к исследовательской работе, как к ведущей деятельности познания окружающего мир.

Планируя данный проект, нам очень хотелось рассказать и показать детям свойства снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды. Вода может превращаться в лед и в снег. Реализуя проект, дети получат знания о природном объекте вода и ее свойствах.

Постановка проблемы

В один из зимних дней, во время прогулки дети захотели слепить снеговика. Но снег был рыхлый и у нас нечего не получилось. Перед детьми встал вопрос: Почему? В беседе дети также затруднялись ответить на поставленные вопросы: Что такое снег? Откуда бывают снежинки? Почему нельзя слепить снежные комочки? Что такое снеговик? В целях ответить на поставленные вопросы и был создан проект «Что такое снег?». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.

Тип проекта: краткосрочный, исследовательский. Возраст детей: 3-4 лет.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.

Цель проекта

  • исследование свойств снега;
  • формирование у детей системы элементарных экологических знаний о снеге.

Задачи:

  1. Сформировать у детей знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года;
  2. Дать детям элементарные представления о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед.
  3. Формировать у детей умение слушать художественное слово и понимать его;
  4. Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
  5. Развивать восприятие, воображение, наблюдательность, память;
  6. Воспитывать интерес к явлениям природы;
  7. Закрепить понятия: «белый», «круглый», «холодный», «шар», «блестящий», «звездочка-малютка», «Зимушка-зима».
  8. Обогащать словарь детей новыми словами и активизировать слова из пассивного словаря.
  9. Увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами;
  10. «Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Методы и формы работы:

  1. Беседы.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Обучающие и развивающие игры.
  4. Проведение:
    а) сюжетно-ролевых игр;
    б) подвижных игр;
    в) Самостоятельных игр со снегом.
  5. Просмотр мультфильмов.
  6. Проведение опытов со снегом.
  7. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Ожидаемые результаты:

Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект позволяет приблизить обучение к жизни, обезопасит себя от попадания инородных тел, которые могут быть в снеге, помогут заботится о своем здоровье, развивает наблюдательность и бережное отношение к природе.

I. План – график мероприятий.

1 этап – предварительный.

Работа с детьми:

  • Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.
  • Подготовка атрибутов для игр, занятий, опытов;
  • Рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеге;
  • Наблюдение за погодой, снегом;
  • Чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме;
  • Просмотр мультфильмов и сказок о зиме.

Работа с родителями:

  • Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?»; беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками;
  • Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»; «Учим вместе»;
  • Творческие домашние задания: сделать вместе с детьми снеговичков из любого материала.
  • Продукт проекта: оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков», оформление участка снежными постройками: «Зимняя сказка».

Изучение литературы.

Подготовка материала.

  • Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка».
  • Подбор мультипликационных фильмов о зиме.
  • Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);
  • Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
  • Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм.
  • Картотеки игр.

2 этап – основной

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

1. Чтение художественной литературы: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка».

2. Обучающая игра: «Найди снежинке пару»

3. п/и «Снежки», «След в след»

4. с/р игра «Путешествие в зимний лес»

5. Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше»

6. Просмотр мультфильмов: «Умка»

7. Проведение опытов со снегом: «Откуда взялась вода»

8. Беседа на тему: «Что такое снег?»

1. Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?»

             

 

Картотека опытов

Картины: «Зима», «Катаемся на санках».

Картинки: «Снежинки», «Снеговики»

Иллюстрации о зиме «Снег идёт», «Следы на снегу»

Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима»,

«Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О.  Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка»

Подбор мультипликационных фильмов о зиме.

Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и

непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);

Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную

литературу;

Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши,

фломастеры, листы бумаги, ручки).

Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм

1. Чтение художественной литературы: Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»

2. П\и «Перепрыгни через сугроб», «Льдинки, снежинки, сосульки»

3. С\р игра «Кафе «Снежная королева»»

4. Самостоятельные игры со снегом: «Попади в цель»

5. Просмотр мультфильма: «Зимняя сказка»

6. Проведение опытов со снегом: «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега»

1.  Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.

 

2. Оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков»

1.  Чтение художественной литературы: В. Берестов «Гололедица» Сказки: «Лиса и волк»; «Снегурочка»

2. Развивающая игра «Снежинки»

3.П\и «Полет снежинки», «Снеговик»

4. Самостоятельная игра со снегом: «Чья горка выше»

5. Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик»

6. Проведение опытов со снегом:«Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками»

7. Беседа на тему: «Опасный лед»

1. Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»

 

 

1. Чтение художественной литературы: М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки»

Сказка: «Рукавичка»

2. Обучающая игра «Когда это бывает?»

3. п/и «Метель», «По снежочку мы пойдем».

 4. с/р игра «Следопыты».

5. Самостоятельные игры со снегом ««Снежный дом»

6. Просмотр мультфильма: «Зима в Простоквашино»

7. Проведение опытов со снегом: «Почему снег белый?»; «Снег хрустит»

Папка – передвижка:  «Учим вместе»

 

1. Чтение художественной литературы: Н. Мигунова «Снежинки», 

Сказка: «Зимовье зверей»

2. Художественное творчество: «Дорисуй снежинку». 3. Самостоятельные игры со снегом «Снежный салют».

4. Просмотр мультфильма: Лунтик и его друзья «Первый снег».

5. Проведение опытов со снегом: «Лепится-не лепится»» «Снежинки, какие они?»

6. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

7. Беседа на тему: «Почему нельзя есть снег?». 

1. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной»

3 этап – заключительный

  1. Родители приняли активное участие в оформлении участка снежными постройками: на участке появилась горка, лабиринт, валы для перешагивания и т.д.
  2. С детьми провели игры - развлечения на участке детского сада.

II. Оценка результатов и отчетность.

Благодаря проекту дети получили элементарные экологические знания о снеге, cформировались знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года. Дети имеют представление о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед; научились слушать художественное слово и понимать его.

Удалось увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, и они стали активными участниками педагогического процесса. В первую очередь был проведен круглый стол с родителями на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?» Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.

С детьми проводились различные игры:

Например: «Собери снежинку»
Цель: учить детей выделять форму предмета, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.
С\р игра: «Кафе «Снежная королева»
Цель: вовлекать детей в игру, учить выполнять различные роли

Игры на прогулке:

П\и «Перешагни через сугроб»
Цель: развивать навыки перешагивания, ловкость, координацию

Самостоятельные игры со снегом: «Попади в цель»
Цель: развивать меткость

Проводились экспериментирования:

«Откуда взялась вода?»
Цель: показать детям, что в тепле снег тает и образуется вода.

«Определение чистоты снега»
Цель: показать детям, что снег бывает грязным.

Проводились беседы:

«Что такое снег?»
Цель: рассказать детям, что такое снег, откуда он берется.

«Опасный лед»
Цель: Формировать навыки поведения на льду

Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Цель: развивать дыхательный аппарат.

Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик»

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!