В наше время важным остается вопрос экологического воспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к живой и неживой природе стали аналогом выживания человека на планете.
Детский сад – это образовательное учреждение, которое обеспечивает физкультурно-оздоровительное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования.
В экологическом образовании детей не маловажную роль играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. В процессе исследования и практической деятельности дети получают конкретные знания, умения, навыки. А также они учатся наблюдать, экспериментировать, рассуждать, прогнозировать результат, анализировать, сравнивать, обобщать. Таким образом, у детей развиваются познавательные способности. Поэтому, приобщение детей к проектной деятельности предоставляет дополнительную возможность включиться к исследовательской работе, как к ведущей деятельности познания окружающего мир.
Планируя данный проект, нам очень хотелось рассказать и показать детям свойства снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды. Вода может превращаться в лед и в снег. Реализуя проект, дети получат знания о природном объекте вода и ее свойствах.
Постановка проблемы
В один из зимних дней, во время прогулки дети захотели слепить снеговика. Но снег был рыхлый и у нас нечего не получилось. Перед детьми встал вопрос: Почему? В беседе дети также затруднялись ответить на поставленные вопросы: Что такое снег? Откуда бывают снежинки? Почему нельзя слепить снежные комочки? Что такое снеговик? В целях ответить на поставленные вопросы и был создан проект «Что такое снег?». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Тип проекта: краткосрочный, исследовательский. Возраст детей: 3-4 лет.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Цель проекта
Задачи:
Методы и формы работы:
Ожидаемые результаты:
Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект позволяет приблизить обучение к жизни, обезопасит себя от попадания инородных тел, которые могут быть в снеге, помогут заботится о своем здоровье, развивает наблюдательность и бережное отношение к природе.
I. План – график мероприятий.
1 этап – предварительный.
Работа с детьми:
Работа с родителями:
Изучение литературы.
Подготовка материала.
2 этап – основной
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование предметно-развивающей среды |
1. Чтение художественной литературы: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка». 2. Обучающая игра: «Найди снежинке пару» 3. п/и «Снежки», «След в след» 4. с/р игра «Путешествие в зимний лес» 5. Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше» 6. Просмотр мультфильмов: «Умка» 7. Проведение опытов со снегом: «Откуда взялась вода» 8. Беседа на тему: «Что такое снег?» |
1. Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?»
|
Картотека опытов Картины: «Зима», «Катаемся на санках». Картинки: «Снежинки», «Снеговики» Иллюстрации о зиме «Снег идёт», «Следы на снегу» Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка» Подбор мультипликационных фильмов о зиме. Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов); Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу; Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки). Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм |
1. Чтение художественной литературы: Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал» 2. П\и «Перепрыгни через сугроб», «Льдинки, снежинки, сосульки» 3. С\р игра «Кафе «Снежная королева»» 4. Самостоятельные игры со снегом: «Попади в цель» 5. Просмотр мультфильма: «Зимняя сказка» 6. Проведение опытов со снегом: «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега» |
1. Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.
2. Оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков» |
|
1. Чтение художественной литературы: В. Берестов «Гололедица» Сказки: «Лиса и волк»; «Снегурочка» 2. Развивающая игра «Снежинки» 3.П\и «Полет снежинки», «Снеговик» 4. Самостоятельная игра со снегом: «Чья горка выше» 5. Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик» 6. Проведение опытов со снегом:«Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками» 7. Беседа на тему: «Опасный лед» |
1. Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»
|
|
1. Чтение художественной литературы: М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки» Сказка: «Рукавичка» 2. Обучающая игра «Когда это бывает?» 3. п/и «Метель», «По снежочку мы пойдем». 4. с/р игра «Следопыты». 5. Самостоятельные игры со снегом ««Снежный дом» 6. Просмотр мультфильма: «Зима в Простоквашино» 7. Проведение опытов со снегом: «Почему снег белый?»; «Снег хрустит» |
Папка – передвижка: «Учим вместе»
|
|
1. Чтение художественной литературы: Н. Мигунова «Снежинки», Сказка: «Зимовье зверей» 2. Художественное творчество: «Дорисуй снежинку». 3. Самостоятельные игры со снегом «Снежный салют». 4. Просмотр мультфильма: Лунтик и его друзья «Первый снег». 5. Проведение опытов со снегом: «Лепится-не лепится»» «Снежинки, какие они?» 6. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» 7. Беседа на тему: «Почему нельзя есть снег?». |
1. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной» |
3 этап – заключительный
II. Оценка результатов и отчетность.
Благодаря проекту дети получили элементарные экологические знания о снеге, cформировались знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года. Дети имеют представление о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед; научились слушать художественное слово и понимать его.
Удалось увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, и они стали активными участниками педагогического процесса. В первую очередь был проведен круглый стол с родителями на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?» Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.
С детьми проводились различные игры:
Например: «Собери снежинку»
Цель: учить детей выделять форму предмета, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.
С\р игра: «Кафе «Снежная королева»
Цель: вовлекать детей в игру, учить выполнять различные роли
Игры на прогулке:
П\и «Перешагни через сугроб»
Цель: развивать навыки перешагивания, ловкость, координацию
Самостоятельные игры со снегом: «Попади в цель»
Цель: развивать меткость
Проводились экспериментирования:
«Откуда взялась вода?»
Цель: показать детям, что в тепле снег тает и образуется вода.
«Определение чистоты снега»
Цель: показать детям, что снег бывает грязным.
Проводились беседы:
«Что такое снег?»
Цель: рассказать детям, что такое снег, откуда он берется.
«Опасный лед»
Цель: Формировать навыки поведения на льду
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Цель: развивать дыхательный аппарат.
Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик»