Как делать синтаксический разбор предложения в начальной школе?

В 1 классе начальной школы ученики знакомятся с понятием "Предложение" и его схемой. К 4 классу ученики выполняют синтаксический разбор предложения, который входит в ВПР по русскому языку.

Синтаксический разбор предложения - это полная характеристика предложения, включающая определение частей речи, разбор по членам предложения, составление схемы и описание с указанием цели высказывания, интонации, количества грамматических основ

Для того, чтобы выполнить синтаксический разбор правильно нужно следовать алгоритму:

Памятка "Синтаксический разбор предложения в начальной школе"Памятка "Синтаксический разбор предложения в начальной школе"

  1. Определи вид предложения по цели высказывания. (повествовательное, вопросительное, побудительное)
  2. Определи вид предложения по интонации. (восклицательное, невосклицательное)
  3. Подчеркни грамматическую основу. (простое предложение - 1 грамматическая основа: подлежащее и сказуемое; сложное предложение – 2 грамматических основы)
  4. Определи вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое) и подчеркни их (определение - какой? какому? каким?; дополнение - (вопросы падежей, кроме И.п.; обстоятельство - где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?)Укажи часть речи над каждым словом предложения (сущ., прил., глаг., мест., нар., числ., предл., союз)

Примеры синтаксического разбора предложений

Примеры синтаксического разбора предложенийПримеры синтаксического разбора предложений

Карточка "Выполни синтаксический разбор предложений" 4 класс

  • Мальчик играет на скрипке.
  • Солнце скрылось за тучей.
  • Огромный бегемот вылез из воды.
  • Доктор внимательно осмотрел больную девочку.
  • В еловом лесу громко пел соловей.
  • Мы плыли на моторной лодке по красивому озеру.
  • Маша нашла старый подберезовик на солнечной опушке.
  • Белая яхта с парусами быстро скользит по синему морю.
  • Катя составила красивый букет из полевых цветов.
  • Тимофей ловко перепрыгнул через забор.
  • Никита рассказал лучшему другу о празднике по телефону.
  • Артем прекрасно справился с трудной задачей.
  • Из больших кустов выскочил огромный тигр.
  • Мальчик быстро вырвал листок из дневника.
  • Саша ехал в кузове большого грузовика.
  • Рома и Даниил играют в теннис.
  • На заборе сидели кот, кошка и котенок.
  • В соседнем лесу растут хвойные и лиственные деревья.
  • При сильных порывах ветра деревья качались и шумели.
  • Коля решал задачу долго и упорно.
  • На прилавке в магазине стояли телевизоры и планшеты.
  • Оля постирала рубашку, юбку и платье.
  • По тропинке из леса спокойно и неторопливо выходил медведь.
  • На полке стояли учебники по химии, физике и математике.
  • На диване, кровати, столе и стульях лежали вещи соседа.
  • Рита давно мечтала о большой собаке с длинной шерстью.
  • Ученик вышел из подъезда с красивым и удобным портфелем.
  • Вася эмоционально пересказывал очередную серию фильма другу по телефону.
  • Мама посадила на грядке лук и чеснок.
  • Желтая лампа ярко освещала маленькую комнату.

Также учащиеся начальной школы выполняют фонетический (звуко-буквенный разбор) и морфологический (разбор слова по составу)

Размер:
204.22 Kb
Скачали:
7