В 1 классе начальной школы ученики знакомятся с понятием "Предложение" и его схемой. К 4 классу ученики выполняют синтаксический разбор предложения, который входит в ВПР по русскому языку.
Синтаксический разбор предложения - это полная характеристика предложения, включающая определение частей речи, разбор по членам предложения, составление схемы и описание с указанием цели высказывания, интонации, количества грамматических основ
Для того, чтобы выполнить синтаксический разбор правильно нужно следовать алгоритму:
Памятка "Синтаксический разбор предложения в начальной школе"
- Определи вид предложения по цели высказывания. (повествовательное, вопросительное, побудительное)
- Определи вид предложения по интонации. (восклицательное, невосклицательное)
- Подчеркни грамматическую основу. (простое предложение - 1 грамматическая основа: подлежащее и сказуемое; сложное предложение – 2 грамматических основы)
- Определи вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое) и подчеркни их (определение - какой? какому? каким?; дополнение - (вопросы падежей, кроме И.п.; обстоятельство - где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?)Укажи часть речи над каждым словом предложения (сущ., прил., глаг., мест., нар., числ., предл., союз)
Примеры синтаксического разбора предложений
Примеры синтаксического разбора предложений
Карточка "Выполни синтаксический разбор предложений" 4 класс
- Мальчик играет на скрипке.
- Солнце скрылось за тучей.
- Огромный бегемот вылез из воды.
- Доктор внимательно осмотрел больную девочку.
- В еловом лесу громко пел соловей.
- Мы плыли на моторной лодке по красивому озеру.
- Маша нашла старый подберезовик на солнечной опушке.
- Белая яхта с парусами быстро скользит по синему морю.
- Катя составила красивый букет из полевых цветов.
- Тимофей ловко перепрыгнул через забор.
- Никита рассказал лучшему другу о празднике по телефону.
- Артем прекрасно справился с трудной задачей.
- Из больших кустов выскочил огромный тигр.
- Мальчик быстро вырвал листок из дневника.
- Саша ехал в кузове большого грузовика.
- Рома и Даниил играют в теннис.
- На заборе сидели кот, кошка и котенок.
- В соседнем лесу растут хвойные и лиственные деревья.
- При сильных порывах ветра деревья качались и шумели.
- Коля решал задачу долго и упорно.
- На прилавке в магазине стояли телевизоры и планшеты.
- Оля постирала рубашку, юбку и платье.
- По тропинке из леса спокойно и неторопливо выходил медведь.
- На полке стояли учебники по химии, физике и математике.
- На диване, кровати, столе и стульях лежали вещи соседа.
- Рита давно мечтала о большой собаке с длинной шерстью.
- Ученик вышел из подъезда с красивым и удобным портфелем.
- Вася эмоционально пересказывал очередную серию фильма другу по телефону.
- Мама посадила на грядке лук и чеснок.
- Желтая лампа ярко освещала маленькую комнату.
Также учащиеся начальной школы выполняют фонетический (звуко-буквенный разбор) и морфологический (разбор слова по составу)
Admin
sintaksicheskiy-razbor.rar
Размер:
204.22 Kb