На уроках рисования мы изучали декоративно-прикладное искусство и знакомились с разными видами росписи. Учитель рассказывала нам историю происхождения росписей, показывала произведения народных мастеров.
Меня очень увлекла творческая работа по выполнению различных видов росписей, участие в творческих конкурсах с выполнением росписи изделий в различных техниках. Выполненные по законам прекрасного, изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ.
Родилась я на юго-востоке Украины и хорошо помню расписанные предметы быта, стены домов. Чудесные птицы и цветы Петриковской росписи похожи на птиц и цветы Гжельской и Городецкой росписей.
Я решила исследовать и доказать, что славянские росписи имеют общие корни, во многом сходны по технике выполнения, имеют одинаковое назначение, а значит, декоративно-прикладное искусство России и Украины - две веточки единого дерева славянской культуры.
Актуальность работы: в последние годы усилилась тенденция на разрыв всех связей между украинской и русской культурой. Делаются попытки доказать, что русские и украинцы - совершенно разные народы. Считаю важным для себя, для своих сверстников доказать, что мы единый славянский народ, с общей культурой.
Цель исследования: изучить народный промысел - Петриковскую роспись, сравнить ее с Гжельской и Городецкой росписями, установить их сходство и различие.
Гипотеза 1 – предположим, что все традиционные славянские декоратино-прикладные росписи имеют общие корни.
Гипотеза 2 – предположим, что русское и украинское декоративно-прикладное искусство - две ветки единой славянской культуры.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Пожалуй, в каждом доме есть предметы народного прикладного искусства. Это и деревянные ложки, украшенные хохломской росписью, и чайная пара или фарфоровая тарелка, расписанные в технике Гжели, дымковские глиняные игрушки, разделочные досочки с городецкими или петриковскими птицами. Эти предметы делают нашу жизнь, наш быт ярче, самобытнее.
И даже спустя столетие эти росписи не забыты, интересны и востребованы. Значимость произведений народного декоративного искусства заключается не только в том, что они знакомят нас с окружающим предметным миром, материальной культурой, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно в наше время особенно возрастает духовная ценность предметов общенародного искусства.
Они привносят в нашу жизнь красоту и праздничность, они все больше входят в наш быт не как утилитарные предметы, а как произведения художественного искусства, отвечающие эстетическим идеалам людей, сберегающие историческую связь времен.
В нашей стране и сегодня живы производства декоративно-прикладной росписи. Современные мастера даже расписывают автомобили, мебель, выполняют росписи тканей.
Каждый вид декоративно-прикладной росписи уникален. У каждой росписи свои правила и традиции: основной цвет, элементы и техники выполнения, поверхность для нанесения рисунка. И в то же время, очень многое объединяет различные виды росписей.
Народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебели, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяйственных построек.
В конце XIX века, когда на Руси происходил переход от черных изб к белым горницам, появился обычай - расписывать дома. Крестьяне украшали свои жилища. А кроме того, это были своеобразные зашифрованные послания и обереги жилища и его обитателей, ведь в народной культуре очень сильны были языческие корни…
И даже после принятия христианства, живя на земле тяжелым трудом хлебопашца, крестьянин радовался солнышку, вовремя подоспевшему дождю, хорошему урожаю. Он обожествлял природу как поэт. И вот на прялках, расчерченных на клейма по иконописному канону, расцветало Дерево жизни, возникал громовой или солярный знак, расцветали волшебные цветы.
Дерево жизни, в окружении животных и с поющими на нем птицами - старинный и любимый народный сюжет.В городецкой росписи - это чудо-дерево с растущими из одного корня разными цветами, а по обе стороны два коня, и на вершине птица-душа.
Солярные знаки - всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце, использовали в росписи все славянские мастера.
Птица - душа символизировала власть солнца, пожелание счастья и благополучия в доме.
Такой способ символичного изображения окружающей природы перешел в народное искусство из иконописи. В каждом направлении живописного мастерства выработался свой излюбленный растительный мотив. Народные умельцы изображали цветы и травы, растущие в той местности, где жили: мальвы или ромашки и колокольчики, ягоды земляники и смородины или крыжовника, перистые листья папоротника или виноградные листья, а иногда заморские розы и тюльпаны.
Изображения растений несли свою определенную символику. Цветущий куст - символ возрождения природы, символ жизни. Красные ягоды калины ассоциируются с кровью казаков, защищавших границы Украины и павших , а за ее применение в свадебных торжествах в фольклористы относят к свадебному дереву. Красота соцветий и плодов, а также самого деревца всегда сравнивалась с красотой и нежностью девушки.
Орнамент калины относят к женским символам. Через калиновый мост, эту заповедную границу, должна пройти каждая девушка, так как на той стороне живут три неразлучные сестры: Вера, Надежда и Любовь. Но стилизированые гроздья калины можно видеть и на мужских рубашках, где они выступают символом "памяти предков", их поддержкой, а также продолжением (бессмертностью) рода.
Дуб - это священное дерево, воплощение Мирового дерева-прадуба, растущего в раю или соединяющего миры. Он является мировой осью, центром вселенной. Это также дерево бога грома и молнии Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.
Роза является символом родовой крови и часто встречается в орнаментах. Обязательно непрерывной гирляндой. Чтобы род не прервал свое существование. В центральных и южных областях Украины распространенным орнаментом в вышивке стала клубника.
Символ достатка и изобилия. Цветы и ягоды - символ достатка, животные и птицы - выполняли обереговую функцию. Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
Таким образом, орнамент был не только украшением, но и защитой, и особым кодом с помощью которого мастера росписи загадывали счастливую жизнь в достатке и любви, наделяли близких необходимыми качествами и чертами характера.
Роспись можно считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.
Это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.
Городецкая роспись возникла в районе города под названием Городец.
Городец - город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей.
Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.
Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола "жечь". Изначально изделия называли термином "жгель".
Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.
Живопись "гжельская роспись" по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в XI веке.
Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в XVII веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу.
Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира.
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:
Петриковская роспись возникла задолго до появления христианства и играла роль оберега, также как другие росписи, зародившиеся на всей огромной территории, населенной славянами.
Люди верили, что в красоте есть какое-то волшебство, духовная сила, и поэтому окна и двери домов и даже одежду обрамляли магическим орнаментом, который защищал хозяев. Петриковская роспись ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилье, предметы быта, доспехи и оружие.
Поэтому происхождение петриковской росписи связывают с казачеством и заселением Днепровщины выходцами из Полтавщины, Слобожанщины и Подолья в конце XVIII и вначале XIX века.
Еще в середине XVIII века приднепровские места были облюбованы для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Петр Калнишевский перенес из Куриловки в Петриковку церковь, благодаря чему село появилось в реестрах.
На территории Петриковки, поселения со статусом государственной слободки, жили свободные люди, потомки казаков, которых не гнали на барщину. У женщин хватало времени и вдохновения, насмотревшись на прекрасные храмовые росписи в жанре украинского барокко, переносить на стены своих жилищ изумительной красоты цветочные узоры и орнаменты.
Хотя достоверно неизвестно, где и когда впервые зародились и развились традиции, которые легли в основу этого уникального направления народной живописи. Эта древняя традиция орнаментики сотни лет широко использовалась в быту украинцев, преимущественно у запорожских казаков, и была популярна в двухстах поселениях южных районов Приазовья, и сохранилась не только в старинном казацком селе Петриковка, а распространилась и на Кубани.
Любому явлению, несущему красоту, свойственно все время развиваться. В этом смысле интересна история развития Петриковской росписи. Всем известно, что Петриковская роспись изначально была настенной, ведь интерьер сельских хат лет 200-300 назад не особо был заставлен мебелью. Нужно сказать, что подобные росписи существовали повсеместно на Украине за исключением Черниговской и западных областей, т.к. там хаты строились со сруба и не мазались глиной и мелом.
В разных районах росписи имели свои особенности, а в Одесской, Хмельницкой, Днепропетровской областях присутствовали практически в каждой хате. К концу XVIII века жители центральной Украины повсеместно декорировали дома, одежду, изделия ручной работы и предметы повседневного обихода яркими узорами. Чарующую красоту петриковского цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И. Яворницкий.
Он одним из первых стал серьезным исследователем и увлеченным собирателем произведений петриковских "рисовальщиц". Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи.
А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. По народным поверьям считалось, что такие расписные вещицы привлекают к хозяину удачу, защищают его от несчастий, стихийных бедствий и злых сил, улучшают здоровье.
Причем, каждый элемент подобных изображений нес в себе скрытое, символическое значение. К примеру, кисть винограда была пожеланием плодовитости, дуб служил олицетворением мужской энергии, храбрости и отваги, красные маки были воплощением семейной памяти и силы рода; молодость, развитие, рост - олицетворял барвинок.
А еще, изображая пару птиц, призывали в дом любовь и гармонию, а изображения цветущих деревьев служили оберегами от болезней и дарили крепкое здоровье. Свои шедевры жительницы села создавали посредством кисточек, палочек, обернутых тканью и просто пальцами. Палитра используемых красок изобиловала самыми яркими, самыми насыщенными цветами.
Каждая хозяюшка стремилась сделать свой дом самым живописным, считалось, что яркие красивые картины являются внешним проявлением духовных богатств внутреннего мира человека. К обитателям же нерасписанных хат относились как к людям темным и морально убогим, с которыми даже здороваться не стоит. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Именно они передавали навыки росписи из поколения в поколение.
Работа публикуется в сокращении, скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже