Многие художники-иллюстраторы обращались к творчеству А.С. Пушкина. Один из таких иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Его судьба сложилась не просто. В последнее лето 19 века в деревню Еглы приехал ученик знаменитого художника Репина – Иван Билибин.
Был он красив, весел, бодр, весь светился тем чувством ликующего ожидания, которое свойственно юности. Ему казалось, что вот должно случиться что-то очень важное, что наполнит содержанием всю его жизнь.
Он, исконный горожанин, впитывал впервые открывшуюся ему «смиренную красоту» русской природы.
И то, что он смутно ожидал, на что надеялся, - свершилось. Он приобщился к Родине, он нашел себя. Именно здесь, в это лето, родился художник Билибин, который вскоре станет известен всей России.
То, что молодой человек устремился в такую глушь, далеко не случайно. Еще в середине 19 века складывается направление, которое вошло в историю искусства под названием «псевдорусский стиль». Один из родоначальников этого направления Виктор Васнецов нашел ее в былинах и сказках.
В картинах Васнецова Билибину открылся новый, доселе почти неведомый мир русской народной сказки. И мир этот настолько покорил его своей поэтичностью, что отныне художник навсегда становится его певцом.
Васнецов помог Билибину найти свою тему. Но чтобы эта тема стала истинно своею, необходимо было прикоснуться к первоисточнику - к народной жизни, фантазии, искусству, к природе, среди которой живет народ. И художник, едва дождавшись наступления погожих дней, едет в Егну.
В лето 1899 года здесь родилась полная чудес, любимая и детьми и взрослыми, знаменитая «билибинская» детская книга.
В то памятное лето Билибин рисовал свою первую книжку – «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Билибин сразу нашел то, что в основных чертах определит всю его дальнейшую работу. Он работал много и быстро.
С выходом первых сказок «билибинский стиль» становится популярным у широкого читателя. Сразу находятся подражатели, использующие манеру художника как готовый рецепт для создания книжек, которым успех заранее гарантирован. Но художник совершенствует свою манеру, уточняет линии. Он вырабатывает свой метод над акварелями, которому потом будет следовать всю жизнь.
Упорно и последовательно уточнял он свою технологию акварельного рисунка, контурной линии. Контурной линией уже пользовался целый ряд русских и западных художников. Прихотливая, «музыкальная» линия в начале XX века главным изобразительным средством целого стиля «модерн».
Наиболее благоприятное влияние на становление билибинской манеры оказало народное искусство. Резной, рисованный, раскрашенный, вышитый орнамент ковром покрывает ворота, наличники окон, крыльца, подзоры, лавки, столы, печи, скатерти, посуду, полотенца. Роскошно и ярко сияет обступивший человека со всех сторон, сотворенный его руками затейливый и сказочный мир.
Орнамент всегда ритмичен. И.Я. Билибин щедро насыщает орнаментом свои композиции. Широкие, тяжёлые рамки, окаймляющие рисунки, - это орнамент в чистом виде.
Декоративно-орнаментальная и одновременно изобразительная линия, лежащая на плоскости листа - вот то главное, что определяет графический стиль Ивана Билибина
Но в каждом конкретном случае он по-разному решает проблему единства плоскости и глубины. Становление «билибинского стиля» и его успех очень показательны. Они свидетельствуют о рождении нового вида изобразительного искусства – графики.
Три первых лета интересы Билибина ограничиваются только Весьегонским уездом, но в 1902 году по заданию этнографического отдела русского музея он для сбора произведений народного искусства отправляется в экспедицию. Иван Билибин знакомится и изучает обширные территории русского Севера и рисует образ севера.
Путешествуя, Билибин непрерывно рисует: деревянные церкви, часовенки, скиты. Не полагаясь только на свои рисунки, он усиленно собирает предметы народного обихода и утвари.
Множество рисунков с натуры и пейзажные фоны, заставки, концовки, рамки вошли в книги. В пейзажах художник воплощает не мимолетное, а временное состояние природы.
Пушкин написал пять сказок. Все они отличаются и по характеру, и по сюжету. Проанализируем иллюстрации Билибина:
К сказкам Пушкина Билибин перешел непосредственно от работы над народными сказками. Первое, что отличает пушкинские сказки от народных это их удивительная картинность и даже театральность. Но Пушкин, лишенный посредника-исполнителя, вводит театральность вплоть самой сказки. Он рассчитывает на творческое воображение читателя.