Исследовательская работа "Образ птицы в художественных народных промыслах России"

Искусство разнообразно как окружающий нас мир. Красота природы всегда вдохновляла людей на творчество. Наши далекие предки были тесно связаны с природой. В предметах обихода, одежде, постройках отражалась символика солнца, земли, растений, животных, птиц...

Восточные славяне особенно почитали птиц, различая среди них добрых и злых. Русские люди связывали с птицами свои поверья, по поведению угадывалась погода. Птицы несли в дом радость и горе. Про птиц слагались песни и сказки. А сказочная птица-счастья на Руси – это Жар–птица.

На поиски Жар–птицы отправлялись сказочные герои. "Иван–царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар–птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста".

Поверья тесно переплетались с жизнью славян. Утро начиналось с песни петуха, в поле распевали жаворонки, ночью пел колыбельную песню соловей. Мечта о свободе и счастье у славян сливалась с образом птицы. С древних времен птицы наделялись символическими значениями. Образ птицы появлялся на посуде, прялках, вышивке, на домовой резьбе.

Сказочный образ "Жар – птицы" нес людям надежду на светлое будущее, на счастье. Мы, современные люди, тоже мечтаем о счастье, хотим верить в Жар – птицу. Она принесет нам удачу. И это можно проследить по тому, что образ этого сказочного персонажа используют в самых разных сферах: искусстве, спорте, бизнесе.

В наш век - век высокоскоростных технологий и Интернета не хватает времени, чтобы оглянуться, отдохнуть, посмотреть: кто мы? Откуда мы? А мы – это промежуточное звено между вчера и завтра. Все новое – хорошо забытое старое.

Чтобы не потерять связь с прошлым, с нашими корнями - нужно из прошлого перенести в наш мир интересное, значимое, необычное и вдохнуть в него современность. Возобновить историю в современном ключе. Забытое искусство росписи пера – это одно из таких видов творчества.

Образ птицы, "Жар – птица", перо "Жар – птицы", роспись пера птицы на современные сюжеты – вот цепочка, которую я хотела выстроить, когда стала рассматривать тему "Образ птицы в изобразительном искусстве".

2017 год – год петуха, именно это подтолкнуло меня к написанию данной темы.

Актуальность работы заключается в том, что сейчас в наш век – век высокоскоростных технологий не остается времени на изучение национальной культуры. Нельзя нам забывать о великих предках, о наших мастерах, умельцах, тружениках, кому мы обязаны тем, что русская земля раскинулась от моря до моря, достояние наше – наша национальная культура, наши традиции.

Цель работы – проследить взаимосвязь изображения птицы в русских народных промыслах, фольклоре, по-новому взглянуть на древнее русское искусство и попробовать свои силы в росписи пера.

Значимость и ценность работы заключается в том, что впервые прослеживается взаимосвязь малоизвестного и мало изученного направления в живописи как работа акриловыми красками на поверхности пера птиц и художественных народных промыслов нашей страны, выполненных в разных материалах, но за основу взят образ птицы из природы и фольклора.

Методы исследования:

  • описательный;
  • сравнительный;
  • сопоставительный;
  • обобщающий.

Образ птицы в художественных народных промыслах России

Мы живем в окружении самых разных предметов. Встречаемся с ними на улице, дома, в общественных местах. Есть вещи, которые удостоил особого внимания художник: это предметы декоративно-прикладного искусства. Это искусство самое древнее. Оно возникло еще в первобытные времена. И в тоже время молодое, потому что необходимо человеку в его жизни и быту.

Это искусство разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы, мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов быта использовались разнообразные материалы: глина, камень, дерево, ткань, металл, стекло, перо.

Для образного языка декоративного искусства характерны обобщенность, художественная условность, орнаментальность. Орнамент складывался веками, а порой и тысячелетиями. И, конечно, дело не только в извечной тяге человека к красоте. Все гораздо сложнее. Многие мотивы связаны с мировоззрением наших далеких предков и имели для них вполне определенное значение.

В древних орнаментах часто изображаются растения, животные, птицы. Если рассмотреть Древо жизни, то на вершине изображаются птицы, на уровне ствола – люди, звери, под корнями – змеи, лягушки…

Все природные мотивы – птицы, цветы, растения – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности, обобщенно и выразительно. Сказочная птица, диковинное дерево, лучистые круги. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения всему непонятному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Шли века – крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезло, переходя из поколения в поколение. Восточные славяне почитали множество птиц, различая среди них добрых и злых. Птицы несли в дом радость и горе. Про птиц слагались сказки и песни. Они тесно переплетались с жизнью славян. Утро начиналось с песни петуха, в поле распевали жаворонки, ночью пел колыбельную песню соловей. Мечта о свободе и счастье у славян сливалась с образом птицы. С древних времен птицы наделялись символическими значениями.

Образ птицы – древнейший символ добра, благополучия. Птица связана с землей, но ей доступна и свобода неба. Она, как мечта, способна преодолеть пространство и время, вырваться за пределы трудностей, улететь к счастью. Птица в народном искусстве могла олицетворять солнце и солнечный свет, небо и воздух, душу, ветер, облака…

В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак и приносят на крыльях весну красную, теплую. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье "жаворонки".

Птиц можно увидеть на вышитых полотенцах, на расписных прялках, на стенах древних соборов, в домовой резьбе, посуде, в народных игрушках. Дымковские игрушки – настоящее чудо. Игрушки-свистульки самые разные по форме. Кроме коней, нянек были и птицы – важные индюки. Посмотрев на живого индюка, можно заметить большое сходство с нарядной дымковской игрушкой.

В древности считалось, что деревянные и глиняные игрушки – обереги, изображающие птиц, защищали ребенка от сглаза, поэтому их дополнительно украшали солярными знаками.

Большой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX века и расходившиеся по всей России. На расписных городецких прялках можно увидеть коней, всадников, сцены из народного быта и, конечно, птиц.

Основной материал в крестьянском быту – дерево да береста. Из бересты делали туеса, набирки. А из тонкой легкой щепы делали сказочных птиц. (Архангельская область) Щепная птица - птица – красавица с пышным веерообразным хвостом и крыльями смотрится как лучезарное солнце.

Подвешенная к потолку, она кружится от легкого дуновения ветерка, словно летит, напоминая о солнце. Люди верили, что птицы приносят счастье, охраняют покой дома, несут детям здоровье. Птицей счастья стали называть люди эту неземную птицу.

Недалеко от Городца возник промысел росписи по дереву – "Золотая хохлома". Более трехсот лет изготавливали мастера деревянную посуду, ложки, сказочные ковши – птицы.

Кроме растительных орнаментов и узоров из листьев, ягод хохломские мастера любили писать птиц, петухов. Петух – один из ярких образов народного искусства. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Крик петуха сравнивали с раскатами грома и со звоном колокола.

Бог – громовержец был богом и земного огня, и домашнего очага. Как представитель огня, молний и рассвета петух изображался красной или золотой птицей. Петухи - совсем особенные, словно сказочные жар – птицы.

Птица – как художественный образ, занимала очень важное место в предметах быта наших далеких предков: это посуда и предметы быта, вышивка и ткачество, игрушки и обереги.

Образ птицы-счастья запечатлен и в народном фольклоре. Мечта о достатке, мире, спокойствии для себя, своих близких, для своей Родины – были отражены в ней. Этот образ нашел себя в удивительной и загадочной Жар-птице.

Образ "Жар-птицы" в фольклоре и современном искусстве

В разных уголках всего мира существуют легенда об удивительных зверях и птицах, которых никто и никогда не видел, однако, описания которых удивительно сходны. Так из многих сказок дошел до нас образ Жар-птицы. У славян она Жар-птица, у чехов и словаков – Огневик, у египтян и греков – Феникс, у арабов – Симург, у китайцев Фэн-хуан.

Считается, что по размерам Жар-птица достигает павлина. Перья ее обладают способностью светить. Согласно русской волшебной сказке – "Сказке об Иване – царевиче, Жар – птице и сером волке", каждое перо ее "так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч". Перо Жар-птицы предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами, оно способно указывать клады.

Образы Жар-птицыОбразы Жар-птицы

Поймать Жар-птицу почти невозможно. По сказке это удалось сделать лишь доброму молодцу, младшему сыну царя - Ивану-царевичу. Мифологи считают, что Жар-птица бессмертна, и ничто не причинит ей вреда, а сама она добродушна к людям, может разогнать черное колдовство и грусть в сердцах людей. И уже потом люди, чтобы удача и счастье не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду яркими изображениями птицы.

Трудно сказать, с какого века существует эта сказка о Жар - птице в русском фольклоре. Несколько поколений передавало ее из уст в уста, изображали в лубочных картинках. Через лубочные картинки почти неграмотная крестьянская Россия 19 века знакомилась с фольклором, литературой, изобразительным искусством.

В середине XIX века А.Н. Афанасьев (1826 - 1871) – русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов - включил лубочный вариант "Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке" в свое знаменитое многотомное собрание, оставив первоначальный русский фольклорный вариант.

Однако популярность этой сказки о Жар-птице обусловлена не столько сюжетом, сколько глубоким смыслом. Это метосказка, так как здесь говориться о смыслообразующем значении мечты в жизни человека.

"Жар-птица" - это символ прекрасной, высокой и светлой мечты и преданности ей, готовность к подвигу во имя ее исполнения. Поймав перо Жар-птицы, Иван-царевич обрел жизненную цель, которая стала ему дороже золотых яблок и даваемого статусом царского сына земного благополучия. Ради этой цели – мечты он готов преодолеть любые трудности опасности

Поймать перо Жар-птицы – значит поймать удачу, обрести счастье, достаток. Это мечта не одного поколения людей. Многие люди идут к своей мечте, преодолевая все невзгоды, и тем ценнее становится радость победы.

Можно Жар-птицу представлять, можно иметь ее символ, как у наших древних предков – оберег на счастье. Можно иметь хотя бы "перо", пусть даже нарисованное. Тогда удача будет рядом.

В XIX веке сказка о Жар-птице выходила в России многотысячными тиражами. В 1907 году К. Бальмонт назвал свой стихотворный сборник "Жар-птица".

Жар-птица – главный образ, к которому обратились художники хохломской росписи. Ее огненные яркие перья сияют на посуде.

Художник сказочник И. Билибин выполнил первые иллюстрации к "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке". Сказочная птица была главной героиней балета Игоря Стравинского 1910 года, декорации к которому создавал Леон Бакст.

"Жар-птица" - так назывался журнал о литературе и искусстве, выходивший в 1920-е годы среди российских эмигрантов. Фасад банка в Нижнем Новгороде украшают сказочные птицы в голубой гамме. В настоящее время многие предприниматели, считая, что имя волшебной птицы принесет им удачу, используют его в названиях своих компаний и торговых центров. Название "Жар – птица" носит торговый центр в Советском районе Нижнего Новгорода.

В 2009 году Жар-птица стала символом конкурса песни – Евровидение, проходившего в Москве. В 2010 году, в Ванкувере на XXI Олимпийских играх команда российских спортсменов выступала в костюмах, на которых была изображена Жар-птица. Многие дизайнеры обращаются к теме "сказочной птицы" и создают коллекции одежды, используя символику пера и оперенья Жар-птицы. Нижегородский дизайнер Евгения Медведева создала коллекцию "Жар" и представила ее на Нижегородской неделе моды в 2015 году.

Мечта в жизни человека играет не последнюю роль. Поймав перо – обретешь цель. Перо на счастье. О счастье мечтают все. У художников, поэтов – творческих людей – счастье заключается в творчестве, создании красоты. У предпринимателей – счастье – получать прибыль. У спортсменов – одержать победу в спорте, но без труда и усердия ничего нельзя добиться, даже имея перо Жар – птицы.

Особенности живописи на птичьих перьях

Люди привыкли использовать перья, начиная с самого расцвета цивилизации. Их прикрепляли к стрелам и шлемам, ими писали письма, перьями украшали шляпки и прически, набивали подушки и перины.

Первенство искусства росписи птичьих перьев принадлежит Древнему Египту. В Древнем Египте птичьи перья ассоциировались с богами Ра и Тот: первый мог одарить человека богатством, второй отвечал за разум и интеллект.

Несколько веков назад перья старательно раскрашивали женщины племени Маори, чтобы повесить их внутри своего скромного жилища. Маори – коренное население Новой Зеландии – жители островов до прибытия на эти земли европейцев. Перья птиц использовали в качестве украшения местное население. Рисовать картины на перьях птиц это древнее искусство народа Маори.

Древнее искусство росписи пера возвратилось в современность. Искусство циклично. Портреты, пейзажи, картины из жизни людей совершенно по-разному могут быть написаны художниками. Это касается не только техники исполнения, но того, на чем мастера оставляют "след своей кисти", т.е. материала, выбранного в качестве холста.

Из современных объектов изобразительного творчества можно выделить, например, граффити – когда "холстом" выступает каменная (железная, деревянная) стена. Но художники выбирают еще более необычные материалы для своих работ – это касается росписи на перьях, популярном виде ручной работы во многих странах.

В отличие от граффити, которое сейчас уже считают одним из художественных направлений изобразительного искусства, роспись на птичьих перьях пока что находится на начальном этапе своего пути в мир признанной живописи. В настоящее время можно говорить лишь о том, что создание рисунков на перьях – это лишь хобби для творческих людей, но, вполне возможно, что когда-нибудь, этот вид ручной росписи вырастит во что – то большее.

Первые рисунки на перьях я увидела в глобальной сети Интернет в работах художников Джулии Томпсон с Аляски и Яна Дейви из Великобритании. Роспись пера восхитила меня оригинальностью исполнения и новизной подхода. Роспись перьев, этот необычный вид творчества захватил ценителей всего мира. Художники используют перья павлинов, индеек, цесарок, пеликанов, цапель и др.

Я тоже попробовала выполнить роспись на пере, используя перья цесарок, индеек, кур. Роспись перьев акриловыми красками - нелегкое занятие: никаких набросков на них сделать нельзя, приходится рисовать сразу "начисто". Акриловые краски на водной основе обладают скрепляющим свойством. Они быстро высыхают и хорошо держатся на поверхности пера.

Я пользовалась круглыми кисточками, толщина кончика кисти не превышала 0,1 мм. Во время работы с перьями нужно точно контролировать свои движения. Для работы нужны перья, по возможности, правильной формы и не маленького размера. Работу начинаю рисовать на бумаге, делая эскиз.

Томпсон, Дейви – мастера росписи. Несмотря на то, что у каждого из этих художников есть свои секреты создания изображений, каких – то классических канонов работы в данной области пока нет. С одной стороны – это минус, т.к. каждому начинающему приходится все делать "с нуля" - учась методом проб и ошибок. С другой стороны, отсутствие правил позволяет экспериментировать с материалом, красками, тематикой.

В нашей стране такой вид ручной работы как роспись пера пока еще не слишком популярен, хотя достать перо для рисования не составляет труда, но мы еще не понимаем всей прелести данного вида творчества. Например, за границей сувениры из перьев ценятся высоко, т.к. достать птичье перо проблематично в связи с запретами в области охраны пернатых.

Рисовать на широком пере проще, но можно сделать композицию из нескольких перьев, склеив их между собой. Перья, прежде всего, нужно хорошенько вымыть и высушить. Просушивать перышки нужно негорячим утюгом. В этом случае они сохранят первоначальную форму и не "кудрявятся". Перед росписью перо прикрепляют к малярной ленте (скотч) на липкую часть. Таким образом, перо не будет двигаться во время покраски. Когда "холст" готов к работе, можно определяться с темой.

Если создается абстрактная картина, раскрашивать перышко можно в разные цвета сразу. Нанесение на разноцветную основу декоративных элементов краской (завитков, линий, точек) возможно только после окончания высыхания первоначального слоя.

Если изображаешь пейзаж, птиц, животных, перо необходимо подвергнуть специальной обработке пищевым желатином. Желатин нужно развести сначала в холодной воде, а через 30 минут, когда он разбухнет, его необходимо нагреть, но не доводить до кипения, слегка остудить и прокрасить им перо. После высыхания можно расписывать. Желатин склеивает волоски пера, делая "холст" более плотным и однородным, что дает возможность прорисовки мелких деталей изображения.

Подручные материалы - перья, миниатюрные инструменты – самые тонкие кисти – все это является интересным и современным в древнем искусстве росписи пера. Перо птицы, вставленное в красивую рамку или композиция из перьев, может стать отличным подарком, хорошим сувениром, дизайном интерьера. Перо дает возможность экспериментировать и соединяет традиции прошлого и современное искусство.

Заключение

История знает немало примеров, когда можно победить тот или иной народ силой оружия. Можно запугать его, осыпая угрозами. Но можно сокрушить его, втоптать в грязь, превратить его в раба более хитрым способом. Для этого нужно только лишить этот народ его исторической памяти, то есть выбить из-под его ног опору, именуемую чувством национальной гордости – знания о своих корнях, о своей национальной культуре.

Не за тремя морями находятся прекрасные сокровища художественных промыслов России, родина многих - наш край – Нижегородская область. Знать, любить, помнить, гордиться этим – задача подрастающего поколения, моих ровесников, земляков.

Моя исследовательская работа на тему "Образ птицы в изобразительном искусстве" заключалась в том, чтобы попытаться соединить историю и искусство, прошлое и современность. Я смею мечтать о том, что в Нижегородской области может появиться еще один вид народного промысла – роспись пера птицы. А центром может стать наш Павловский район. Начиная с малого можно достичь немалых вершин.

Размер:
35.25 Kb
Скачали:
14