История Русской Православной Церкви – составная часть русской истории. Отдельные периоды изучались даже в годы советской власти. Разработку урока по теме "Русская Православная Церковь в 90-е годы ХХ века" считаем актуальной.
Урок можно проводить за счет часов резерва в курсах отечественной истории ХХ века, либо в курсе обществознания при изучении тем религии, культуры, духовного мира человека.
В 90-е началось возрождение интереса к православным корням, произошли изменения в государственной политике, позволившее религиозным организациям участвовать в общественной жизни.
В различных регионах России к настоящему времени накоплен опыт преподавания курсов по истории и культуре религии в государственных образовательных учреждениях. Но дискуссии о возможности изучения подобных тем и курсов не утихают. Сложившаяся ситуация требует создать разработки уроков по проблемам религиозно-общественных отношений.
Сегодня все более явным становится осознание того, что проблема освещения истории церкви и религии в государственных образовательных учреждениях существует. Однако социальный запрос на получение знаний по религиозной истории и культуре не позволяет оставлять это без внимания. Не случайно нами предлагается разработка урока по истории именно Православной Церкви.
Для думающего подростка главная проблема – это смысл жизни. И если на уроках истории, обществознания, права ему будут говорить, что все религии одинаковы, это некие равноценные, но виртуальные миры, то это будет способствовать нарастанию подросткового цинизма.
Раскрыть темы истории Православной Церкви на рубеже веков учитель общественных дисциплин должен по собственным авторским разработкам. По нашему мнению, объективных учебников по истории религии и Церкви современной России еще нет. И не случайно этот урок проводится в традиционном формате беседы без компьютерной презентации и компьютерного тестирования: ничто не заменит живого общения при изучении подобных вопросов.
Уже начиная со времени "Перестройки", восстанавливается открытый диалог Православной церкви с государством. На государственном уровне прошло торжественное празднование 1000-летия Крещения Руси. 90-е годы – глубокий всесторонний кризис коммунистической идеологии. В жизни Русской Православной церкви начались перемены. Она вышла за ограды храмов, становясь все более заметным фактором общественного развития страны.
Новый этап в истории Русской Православной церкви начался с 1991г. – года разделения СССР на ряд суверенных государств. Церкви удалось сохранить свою структуру и влияние на православные приходы в новых государствах, бывших прежде республиками в составе СССР. В этот период Церковь, выстроив с государством отношения на незыблемых принципах свободы совести и невмешательства государства во внутреннюю жизнь и деятельность Церкви, активно восстанавливает разрушенное, расширяя свою богослужебную деятельность.
Выросло количество приходов, монастырей, скитов. Возрождены Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, знаменитые Оптина пустынь, Данилов, Донской, Новодевичий монастыри. Появились православные учебные заведения, иконописные школы. Не только духовенство, но и миряне получили возможность иметь фундаментальное православное образование в Свято-Тихоновском и Православном богословских университетах.
Возникли духовные учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди населения: воскресные школы при храмах, православные детские сады, православные школы, гимназии, лицеи.
В 90-е годы Русская Православная церковь существенно расширила свою издательскую деятельность. Если вначале осуществлялось в основном переиздание русского духовного наследия, то к концу 90-х появились крупные издательские проекты, например, многотомная "Православная энциклопедия". Возродились и православные средства массовой информации – газеты и журналы издавались практически в каждой епархии.
Повсеместным стало возрождение церковной благотворительности. Под патронажем церкви появился ряд учреждений социального вспоможения и призрения. Здесь особенно большая роль принадлежала монастырям, при которых работали благотворительные столовые.
В 1995 году был создан Миссионерский отдел Московского Патриархата, который в новых условиях продолжил миссионерскую деятельность Церкви, прерванную советской властью. Новой формой миссионерской деятельности явились миссионерские поездки священников-преподавателей и студентов духовных учебных заведений.
Такие миссионерские группы совершают крещение, исповедь, служат Божественные литургии. В тех местах, где не хватало храмов и священников, такие миссионерские поездки "храмов на колесах" стали поистине животворными.
В 90-е годы Церковь начала проводить работу по духовному воспитанию военнослужащих. Ею занимался Синоидальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Начали прорабатываться вопросы создания института военного духовенства и программы пастырской миссионерской работы в армии.
События на Северном Кавказе показали, что вопрос о духовно-нравственном состоянии Российской армии как никогда актуален. Наши предки добывали победу не только с помощью оружия, но и с помощью веры и молитвы.
Учащиеся в раздаточном материале читают сочинения и стихи ровесников о подвиге солдата Жени Родионова.
Отношения государства и Русской Православной церкви в период 90-х достигли такой высоты, что важнейшие церковные праздники, Рождество Христово и Пасха, стали государственными. Государственный уровень приобрел и День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Его проведение является прекрасным подтверждением того, что дальнейшее развитие нашей культуры невозможно без сохранения и опоры на ее православные истоки и без нашего духовного возрождения.
Еще одной приметой 90-х стало возрождение традиции православного паломничества на Святую Землю, в Палестину. Знамением нового времени стало возрождение крестных ходов и колокольного звона. В предшествующий период крестные ходы и колокольный звон считались пропагандой религии и пережитками прошлого.
Учащиеся слушают запись колокольного звона.
Первый крестный ход после 72-летнего перерыва был совершен в сентябре 1990 года в Москве в День города. Тогда верующие прошли от Успенского собора Московского Кремля (в нем было разрешено провести патриаршее богослужение) до храма Большого Вознесения у Никитских ворот.
В 1991 году было совершено семидневное шествие с обретенными святыми мощами преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево, в 1999 году прошел многодневный крестный ход от Куликова поля до Оптиной пустыни.
У Русской Православной церкви появились свои подворья, представительства и миссии во многих странах. Среди них особое значение имеет Русская духовная миссия в Иерусалиме, 150-летие которой праздновалось в 1997 году. В 1992 году возрождено под своим историческим названием Императорское Православное Палестинское Общество.
Важным свидетельством развития церковной жизни стала активно развернутая в последнее десятилетие ХХ века деятельность по прославлению православных подвижников, святителей, мучеников и исповедников веры. Синоидальной комиссии по канонизации святых были предоставлены архивы ФСБ, в которых хранились материалы на священнослужителей и мирян, отдавших во времена советской власти жизнь за веру Христову.
Итоги этой работы были рассмотрены на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, приуроченном к 2000-летию Рождества Христова. Собор канонизировал целый сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в ХХ веке.
Учащиеся рассматривают икону "Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных", дают комментарии к клеймам. Сравнивают икону "О Тебе радуется" с изображением в центральной части данной иконы. Объясняют смысл слов из Священного Писания и церковного песнопения (одни – это обращение Бога к людям, другие – обращение человека к Богу): "Мне отмщение и Аз воздам", "В покаянии прими меня, Господи.
При наличии времени возможна работа с краеведческими источниками, к примеру, "Новомученики и исповедники белгородские, либо "Архимандрит Серафим Ракитянский": по выбору. Торжество красоты, характерное для былой России, и порожденное особой духовностью русского народа, быть может, и есть то, в чем мы более всего нуждались в 90-е годы, чтобы найти в себе силы противостоять холоду, безликости и растущей жестокости нашего технократического, прагматичного современного мира.