А.А. Фет "Правда о родословной поэта"
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
(А.А. Фет, 1884 г)
Как можно охарактеризовать это стихотворение? Какие можно подобрать эпитеты?
"Чудно", "просто", "легко", "изящно", "радостно" - поневоле всплывают именно такие слова. Чудная простая легкость, но какой силы образа!
Если бы нам нужно было говорить о творчестве Афанасия Афанасиевича Фета (поэт, лирик, переводчик, мемуарист, прозаик, член-корреспондент Петербургской Академии Наук; 1820 - 1892) и было позволено говорить только его словами и только процитировав что-то одно, то едва ли было ошибкой взять именно это стихотворение, написанное великим поэтом, когда ему было 64 года! В этом весь А.А. Фет!
За плечами военная карьера, руководство становлением своего поместья, трагическая любовь, семейная жизнь, работа мировым судьей, кропотливый труд переводчиком европейской и античной классики, борьба за свои наследственные и статусные права...
И имея такое за плечами и в своем базисе, он пишет такое чудо, содержащее в себе только различные отблески счастья и влюбленности в мир. Не стихотворение, а порция антидепрессанта в упаковке из легкости.
Все! Вот он краеугольный камень, основной стержень его сути. Знаете, как некоторые мужчины стараются следовать принципу, что как бы тяжело и трудно не было, но этого не должно быть видно, так и А.А. Фет словно действовал аналогично в реализации своего поэтического творчества. (изменяя этому принципу только в прозе и публицистике)
Чтобы не происходило в жизни, личной, политической, социальной, а творчество поэта - это чистое литье ярких положительных образов, производство поэтических лекарств.
Это не директивные слова в духе: "Вот так правильно! Так не правильно! Зову туда! Отвергаю то!", а это создание атмосферы, приятной всем, исцеляющей всех и не призывающей, но добивающейся нужных результатов чистой эстетикой, фактом своего существования, и воздействия ароматами слов. И какая простота и ясность - абсолютно ничего лишнего, никакого вымученного пафоса. Но ярче, чем самый современный киношный спецэффект.
А.С. Пушкин (поэт, драматург, прозаик, основоположник реалистического направления в русской литературе, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист, создателей русского литературного языка; 1799-1837) писал в 1822 году:
"Но что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: "сие священное чувство, коего благородный пламень и проч".
И так же Александр Сергеевич добавлял, что часто горе-старатели даже рассвет или закат не могут описать красиво, но просто, а всегда прибавляют различные вымученные выкрутасы и словообороты. А.С. Пушкин стремился и призывал всех остальных литераторов к умению совмещать яркость образа с простотой слога. И бесспорно, лучше всех этот его завет выполнил в своей лирике именно Афанасий Афанасьевич Фет.
Это отметил Н.А. Некрасов (поэт, прозаик, публицист, руководитель литературного и общественно-политического журнала "Современник" с 1847 по 1866 год, редактор журнала "Отечественные записки" с 1868 года, революционный демократ; 1821 - 1877), емко констатируя:
"Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему господин Фет".
Если ориентироваться на заданные А.С. Пушкиным векторы и констатацию факта Н.А. Некрасовым, то сложно будет спорить с тем простым фактом, что именно А.А. Фет наиболее близко приблизился к сочетанию яркости образа и простоты, именно А.А. Фет как поэт следует сразу за А.С. Пушкиным или даже стоит рядом.
Здесь уже можно было бы перейти к финальному выводу (ибо самое главное уже отмечено), но к нему есть две дороги, по которым самыми разными способами стараются идти биографы и исследователи творчества А.А. Фета, часто совершая ряд ошибок и лишь изредка достигая финиша этой дороги.
Сколько бы мы не взяли статей, книг, лекций о А.А. Фете, почти во всех из них мы увидим набор одних и тех же изначальных рассуждений о двух темах. Или даже точнее вопросах. Первый: как получилось так, что Афанасий Афанасьевич сочетал на своем жизненном пути военную службу и судьбу помещика с такой легкой и жизнеутверждающей лирикой? И второй вопрос: кто же был его отец, немец Фет или русский помещик Шеншин?
Начало проблемы общее. Помещик-дворянин и ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин женится на бывшей жене немца Фета - Шарлотте Фет. Вскоре рождается будущий известный русский поэт. И однажды в силу ряда социальных законов того времени (религиозного характера и светского уклада) ставится под вопрос его законность рождения и вообще родство с Шеншиным.
Афанасий Афанасьевич теряет статус дворянина и права на наследство в свои 14 лет, уже в достаточно сознательном возрасте, когда его личность уже успела срастись с этим статусом как данностью. По меркам XIX века - страшный удар.
И тут начинается "путь простоты". Желая вернуть себе статус дворянина, ставший Фетом, а затем и Фетом (в силу опечатки при публикации своих литературных произведений) Афанасий Афанасьевич идет на военную службу, рассчитывая дослужиться до офицера и тем получить желаемый статус. Он служит усердно и прилежно, но пока достигает нужного звания - меняется закон и становится необходимым для получения дворянства дослужиться уже до майора.
Афанасий Афанасьевич Фет не сдается и продолжает дальше и пока достигает нужного, то принимаются законы, по которым уже необходимо дослужиться до полковника. А как говорится, быстро слово сказывается, да не быстро дело делается.
То, что мы так лихо излагаем в пару предложений, занимает у А. Фета долгие годы. Мало того, военная среда оказывает определенного рода впечатления на А.А. Фета и он отмечает в своих заметках: "Никого кругом - и толчется около меня люд, который, пророни я одно лишь только слово, осмеял бы это слово".
А.А. Фет чувствует себя одиноко. И хотя он то и дело публикуется и даже имеет успех, но в целом среда его не принимает, не принимает именно его творчество. А.А. Фет радикально меняет свой подход в "битве за дворянство". Можно считать житейской хитростью, оппортунизмом, навыками социального выживания, можно хвалить или ругать, отвергать или понимать, но А.А. Фет (как принято считать) заключает брак по расчету с состоятельной дамой (его истинная любовь к тому моменту умерла), на деньги с ее преданного покупает поместье и, покончив с военной службой, ударяется в деятельность помещика-хозяина.
Это служит для него своего рода уходом от мира. Это знакомо творческим людям, когда перегораешь на накале и идешь в не связанную с творчеством сферу. А.А. Фет словно начинает заниматься хозяйством на почве внутренних переживаний. Ведь его стихотворения критикуют многие, в том числе и такие как Н.Г. Чернышевский и Д.И. Писарев, заявлявшие, что он превосходен как поэт и как талант, но направляет себя в пустое русло.
Ими скупо отмечалась "медицинская" роль его стихотворений, и яро критиковалось отсутствие открытой идейности и явного напора на социально-нравственный посыл. Но Афанасий Афанасьевич Фет, поглощенный борьбой за восстановление своего дворянства и фамилии, по сути и не мог писать того, чего ждали от него такие как Н.Г. Чернышевский и Д.И. Писарев.
Времена были такие, что даже такого как Ф.М. Достоевский (писатель, мыслитель, философ, публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1877 года; 1821 - 1881) приговаривали к каторге (а перед этим к несостоявшейся смертной казни!) просто за факт чтения неугодных писем или их передачу. Мог ли рассчитывать на успех в своей борьбе за возвращение статуса А.А. Фет, пиши он какие-то социально-нравственные пассажи?
Напротив, А.А. Фет, следуя своей цели, добивается имиджа и статуса успешного помещика и в "Записках о вольнонаемном труде" и ряде других публицистических статей выступает своего рода с "верноподданнической критикой" власти, журя власть за то, что та недостаточно защищает интересы помещиков. Такая "критика" не может не быть угодной и наконец, именно после этого, по величайшему указанию самого императора Александра II Афанасий Афанасьевич Фет получает дворянство и право на возвращение фамилии Шеншин.
А.А. Фет словно самим фактом своей биографии говорит больше, чем мог бы выразить словами. Его лишают всего по произволу, его лишают всего по критериям феодальных порядков, через военную самоотверженную службу никак добиться результата не выходит... А вот женился по расчету, на деньги жены купил имение, распропагандировал имидж помещика, написал в угоду политики императора - и сам император своим указом возвращает ему фамилию Шеншин и дворянство.
А. Фет фактом своей биографии показывет как все работает. Он своей биографией "пишет" главное нравственное назидание, главную картину и нарвственную критику реалий.
Все это "первая дорога", по которой идут исследователи творчества и биографии А.А. Фета. Причина его женитьбы по расчету, его помещичества - в бегстве от общества, в творческом кризисе (когда писать хочется, а не все можно) и отсюда простота поэзии. А.А. Фет заложник своей цели вернуть фамилию и титул. Пиши он то, чего хотят от него Н.Г. Чернышевский и Н.А. Некрасов, то он не достиг бы цели.
А цель эта была для него максимально важной, ибо появилась в период подросткового максимализма. Но зато каких высот достиг А.А. Фет в реализации простоты творчества! Поистине непревзойденных!
Был А.А. Фет сыном немца или сыном помещика, был он дворянин или нет - просто звук, просто бит информации. Особенно сейчас, спустя столько лет. А вот стихотворение "Бабочка" как было так и остается быть шедевром на века, эталоном чистоты и яркости образа в простоте. Вне зависимости от всех этих вопросов. Вот что важно. И изучая поэта нужно концентрироваться на любви к творчеству, а не преврашать анализ в телевизионное ток-шоу.
Афанасий Фет вошел в историю именно как поэт и происхождение его надо прослеживать через эту сферу. Мы не даром вспомнили высказывание А.С. Пушкина о простоте и слове, не даром отметили характеристику Н.А. Некрасова, ибо именно это подводит нас к финальному выводу. Мы видим чей родственник Афанасий. Фет в своем навыке яркости образов при абсолютной простоте на грани гениальности.
Отец Фета - Пушкин.
Мать Фета - русская природа.
Воспитатель Фета - общеевропейское искусство. (исходя из его профессии переводчика)
Вот его истинная родословная.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
(1843)