В поэтическом творчестве Есенина - "настоящего", глубокого лирика" нашло отражение его восприятие мира и тех бурных событий, современником которых он был.
Его лирика рассказывает нам о сомнениях и надеждах поэта, его радостях и горестях, его привязанностях и антипатиях, о его отношении к вечной жизни и смерти. Но главной, основной темой поэзии Есенина была тема любви к Родине, к России.
Эта тема постоянно варьируется в стихах поэта. В 1921 г. Он говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве".
Мотив влюбленности в "сердцу милый край" характерен для всех периодов творчества поэта: и раннего периода, когда поэт воспевал русскую деревню с ее укладом, и позднего периода, когда поэт пишет о новой, советской России. Чувство любви к Родине нашло отражение не только в содержании стихов Есенина, но и в их языке, лексическом составе.
При описании природы, быта, человека поэт использует самую разнообразную лексику. Однако следует отметить, что сами по себе лексические единицы "не могут сделать язык красочным и выразительным. Образного воспроизведения действительности поэт достигает… мастерским использованием изобразительных и выразительных средств языка на основе индивидуально – ассоциативного единства…
Очень часто слово употребляется не как простой номинатив, а как образное выражение субъективной стороны представления о предмете, вещи, явлении. В сочетании как в привычном, так и в поэтическом, то есть переносном, слова дополняют и обогащают друг друга. В языке есть немало таких слов, которые служат проявлению образности в других словах".
Касаясь особенностей поэзии Есенина, исследователи всегда отмечают ее глубокую связь с народно – песенным творчеством, фольклором. Поэтому вполне естественно, что в лирике поэта так широко представлена народнопоэтическая лексика.
В нашей статье мы остановимся на словосочетаниях, включающих народнопоэтическое слово родимый и литературное родной. Эти слова обычно встречаются в бинарных сочетаниях с определяемыми существительными, которые конкретизируют широкое понятие Родины. Назовем эти сочетания, сгруппировав их в зависимости от значения существительного:
Один из случаев употребления бинарного сочетания край родимый в качестве перифразы для обозначения родины встречается в раннем периоде творчества. Стихотворение "Покраснела рябина", в котором употреблено это сочетание, носит фольклорный характер, и поэтому народно – поэтическое слово родимый здесь стилистически обусловлено.
Для усиления художественной выразительности поэт использует разные стилистические приемы, в том числе и повтор:
Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.
Два других случая употребления того же бинарного сочетания находим в стихотворениях последнего периода творчества, когда стих Есенина достигает особой выразительности и простоты формы.
В стихотворении "В Хороссане есть такие двери" (из цикла "Персидские мотивы"), в целом лишенном фольклорного тона, слово родимый ( край) является как бы отзвуком народнопоэтической традиции, никогда не исчезающего фольклоризма поэта:
Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобой я расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.
В стихотворении "Синий Туман. Снеговое раздолье…", написанном также в последний период творчества, опять встречаемся с сочетанием родимый край, но обозначающим здесь не Родину вообще, родную страну, Отчизну, а деревню, места детства, отчий дом:
Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый, -
Старый хозяин своей избы.
Сочетание край родной с общелитературным прилагательным родной, синонимичным народнопоэтическому родимый, встречается иногда в расширенном составе, включающим личное или притяжательное местоимение. Существительное в этом сочетании может находиться как в препозиции, так и в постпозиции. В ранних стихотворениях, имеющих фольклорные интонации, и прилагательное родной получает народнопоэтическую окраску, вообще характерную для поэзии Есенина раннего периода:
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной,
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной!
Любовь поэта ко всем уголкам любимой стороны, где он родился и вырос, нашла отражение и в сочетаниях родимое село, родимые поляны, дали, места, родимая выть.
Сочетание родимое село встречается в одном из ранних стихотворений, навеянном народными частушками и написанном в ритме частушек.
Близость к фольклору видна и в стихотворении "Заметался пожар голубой…" Здесь народнопоэтическое родимый находится в составе самостоятельной параллели, созданной по модели традиционно – фольклорного параллелизма.
При описании пейзажа поэт часто использует нейтральное прилагательное родной. Пример бинарного сочетания "родные поля", где существительное употреблено в прямом значении.
В других случаях в этом выражении существительное поле, традиционное для народной поэзии, в сочетании с прилагательным родное имеет более широкое значение, приближающее семантику выражения к значению родины. В этом примере общий элегический тон повествования и использование книжно – поэтической лексики придают нейтральному слову родной оттенок поэтичности.
Для поэтического языка С. Есенина характерно и сочетание, состоящее из народнопоэтического родимый и существительного, обозначающего дом, жилище. Образ матери в поэзии С. Есенина появлялся не раз. Обращаясь к матери, поэт называет ее родимой, родной. Слово родимая встречаем у поэта и в раннем стихотворении "Матушка в Купальницу по лесу ходила", написанном на основе народной лирики, и в стихотворении последнего периода "Ответ" относящемся к традиционному для русской поэзии эпистолярному жанру.
В этом же произведении находим и нейтральный синоним родной (также при обращении к матери). Использование обоих вариантов в одном и том же произведении можно объяснить мастерством зрелого поэта, умело варьирующего народнопоэтический и нейтральный синонимы, причем последний по своей экспрессивности достигает уровня поэтического:
Но время будет,
Милая, родная!
Она придет, желанная пора!
В лирическом произведении раннего периода "Русь", пронизанном глубоким чувством любви к родине, встречаемся с субстантивированными прилагательными родимый и родной. Тема произведения и его общий фольклорный характер делают употребление слова родимый стилистически обусловленным.
Поэзия Есенина очень эмоциональна. И созданию этой эмоциональности способствуют не только изобразительные средства, но и лексический состав его произведений. В этом мы убедились на примере использования слов родимый и родной.
"Много красоты и богатства таится в глубоко человечной лирике Есенина. Удивительна способность поэта раскрывать читателю прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к родине…"