"Чек-лист" на уроках математики как средство подготовке школьников к ОГЭ

Checklist в переводе с английского – контрольный список. Список подсказок, список действий, реестр действий.

Суть и смысл чек-листа – создать оптимальный перечень шагов или предметов для рутинного или постоянного процесса. Поэтому чек-листы называют "контрольными списками".

Принципы составления рабочих чек-листов описал известный американский эксперт в области оптимизации здравоохранения Атул Гаванде в своей книге "Чек-лист".

Чек-лист помогает:

  • экономить свое время;
  • сократить до минимума возможность появления ошибки;
  • избежать нервозности.

Как же использовать чек лист при подготовке к ОГЭ? В нашем подсознании укореняются и неосознанно всплывают психологические привычки. Чек-лист – это простой и эффективный способ научить детей составлять планы, алгоритмы действий, список подсказок.

Суть и смысл чек-листа – создать перечень шагов или предметов для постоянного процесса

Атул Гаванде выделяет следующие критерии, которым должен удовлетворять хороший чек-лист:

  • Нельзя допускать расплывчатых формулировок. Чек-лист должен быть точным, простым и кратким.
  • Не стоит пытаться перечислить в чек-листе все. Нужно указывать только наиболее важные действия, которые можете пропустить.
  • Чек-лист должен быть актуален.

Из выше изложенного видно, что технология чек-листов безусловно является интересной и практичной. Несмотря на то, что математика является универсальным предметом, без знания которого невозможно представить любую деятельность человека, она вызывает большие затруднения у выпускников 9 классов.

Если с модулем "Алгебра" (1-14 задания) учащиеся справляются, в большинстве случаев, то часть экзамена, которая называется "Геометрия" вызывает наибольшее затруднение, а ведь важно успешно выполнить обе части не только задачи по алгебре, но и по геометрии.

Именно поэтому нами было разработано данное методическое пособие "Чек-листы по геометрии (задания 15-19)", которое поможет учителю математики организовать работу по отработке и применению теоретических знаний по геометрии, выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по выполнению заданий из модуля "Геометрия".

Ученику предлагается теория по определенному разделу, несколько задач, с полным объяснением и затем несколько задач на самостоятельное решение. Так же данное пособие поможет ученику самостоятельно, даже в условиях вынужденных каникул или домашнего обучения.

Применение данного дидактического материала позволит:

  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету и стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  • направить усилия для создания условий формирования положительной мотивации к обучению;
  • сделать возможным график индивидуального обучения математике для ликвидации пробелов в знаниях (во время болезни, карантина).

Приведем пример одного чек-листа по геометрии.

Чек-лист по теме "Углы"

Теоретический блок

Два угла называются вертикальными, если сторона одного угла является продолжением сторон другого угла.
Вертикальные углы равны. (на рис. 1 и 3; 6 и 8 и др.)

Вертикальные углыВертикальные углы

Внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых и секущей равны. (на рис. 4 и 6; 1 и 7)
Сумма внутренних односторонних углов при параллельных прямых и секущей равна 180˚(на рис 4 и 7; 1 и 6)

Соответственные углы при параллельных прямых и секущей равны.(на рис 3 и 7; 1 и 5 и др.)
Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна третьей прямой, то и другая перпендикулярна третьей прямой.

Практический блок: разбор заданий

Задание 1

4 прямые на плоскости4 прямые на плоскости

На плоскости даны четыре прямые. Известно, что ∠1 = 120°, ∠2 = 60°, ∠3 = 55°. Найдите 4. Ответ дайте в градусах.

Решение
Так как ∠1 и ∠2, односторонние и их сумма равна 180°, прямые, которые заключают эти углы, - параллельны. Найдем угол, смежный с углом 3: 180° - 55° = 125°.
Этот угол и угол 4 соответственные и равны так как прямые параллельны. Таким образом, угол 4 = 125°.

Ответ: 125.

Задание 2

Найдите угола альфаНайдите угола альфа

Углы, отмеченные на рисунке одной дугой, равны. Найдите угол α. Ответ дайте в градусах.

Решение
Углы 1 и 2 равны как вертикальные, поэтому 60° + 3α = 180° <=> α = 40°

Ответ: 40.

Практический блок: задания для самостоятельного решения

Задание 1

Рисунок к заданию 1Рисунок к заданию 1

Углы, отмеченные на рисунке одной дугой, равны. Найдите угол α. Ответ дайте в градусах.

Задание 2

Параллельные прямыеПараллельные прямые

Прямые m и n параллельны. Найдите ∠3, если ∠1 = 22°, ∠2 = 72°. Ответ дайте в градусах.

Задание 3

Найдите угол CMAНайдите угол CMA

На прямой AB взята точка M. Луч MD - биссектриса угла CMB. Известно, что ∠DMC = 60°. Найдите угол CMA. Ответ дайте в градусах.

Задание 4
В треугольнике ABC известно, что AB = BC, ∠ABC = 108°. Найдите угол BCA. Ответ дайте в градусах.

Размер:
86.83 Kb
Скачали:
21

Метки к статье: математика, ОГЭ