Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и уметь логически мыслить.
Задача развития познавательных способностей детей может быть решена только в том случае, если ей будут подчинены и содержание, и методы учебной работы.
Большое значение имеет подбор таких заданий для занятий математикой, которые требовали бы от детей проведения самостоятельных наблюдений, сравнения, описания рассматриваемых явлений, описания выполнения действий.
Особый интерес представляет головоломка о расстановке цифр: "Нарисуй такие кружки и заполни их различными нужными цифрами от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне "треугольника" была равна 20, равна 17".
При решение этой головоломки возникает целый ряд вопросов, ответы на которых не так просты:
В данной статье ответим на вопросы по решению данной головоломки.
1. Узнаем возможные значения для сумм по каждой стороне треугольника при расстановке цифр от 1 до 9:
а) наименьшая сумма получится, если в вершинах треугольника записаны цифры 1, 2, 3. Сумма всех чисел от 1 до 9 равна 45; сумма чисел по трем сторонам треугольника равна 45+1+2+3=51, так как числа, стоящие в вершинах, суммируются дважды, сумма чисел по каждой стороне треугольника равна 51:3=17. 17 - наименьшая возможная сумма чнтырех чисел по каждой стороне треугольника.
б) наибольшая сумма получится, если в вершинах "треугольника" записаны цифры 7, 8, 9. Сумма чисел по трем сторонам "треугольника" равна 45+7+8+9=69, сумма чисел по каждой стороне "треугольника" равна 69:3=23, 23 - наибольшая возможная сумма четырех чисел по каждой стороне "треугольника".
Возможные значения сумм по каждой стороне "треугольника": 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23. При проверке убеждаемся, что головоломка имеет решение для чисел 17, 19, 20, 21 и 23; сумма чисел по каждой стороне треугольника.
Не может быть равна 18 и 22; в некоторых случаях решение неоднозначно. (таблица)
Сумма чисел по каждой стороне «треугольника» |
Сумма чисел в вершинах «треугольника» |
Тройки цифр в вершинах «треугольника» |
Число решений |
17 |
6 |
(1, 2, 3) |
2 |
19 |
12 |
(1, 4, 7), (2, 3, 7) |
4 |
20 |
15 |
(1, 5, 9), (2, 5, 9), (4, 5, 6), (3, 5, 7) |
6 |
21 |
18 |
(3, 6, 9), (3, 7, 8) |
4 |
23 |
24 |
(7, 8, 9) |
2 |
Ответ. Из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 составить 84 неупорядоченных тройки. Из расположения троек можно заменить способ их выписывания. Цветом выделены тройки цифр, сумма чисел которых делится на 3.
123 134 145 156 167 178 189 124 135 146 157 168 179 125 136 147 158 169 126 137 148 159 127 138 149 128 139 129
234 245 256 267 278 289 235 246 257 268 279 236 247 258 269 237 248 259 238 249 239
|
345 356 367 378 389 346 357 368 379 347 358 369 348 359 349
456 467 478 489 457 468 479 458 469 459
567 578 589 568 579 569
678 689 679
789 |
Всего 84.
2. Некоторые рекомендации по решению головоломки.
Работа с условием головоломки
(на перром рисунке суммы чисел по каждой стороне "треугольника" разные, на втором – все суммы равны одному и тому же числу)
Назови числа, записанные в вершинах "треугольника". Вычисли сумму этих чисел для каждого "треугольника", сравни суммы. Чем они отличаются? (16 и 12, 12 делится на 3, 16 не делится на 3)
Подготовительная работа
Продолжи заполнение кружков различными цифрами из промежутка от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне "треугольника" была равна 20. (По каждой стороне "треугольника" записаны числа 8=3+5, 10=3+7, 12=5+7, остается дополнить эти числа до 20)
Других способов расстановка цифр 1, 2, 6, 8, 9, 4 нет.
Продолжи заполнение кружков (рис.6) от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне "треугольника" была равна 20 Цифры не должны повторяться. (В вершинах "треугольника" надо расставить цифры 1, 5, 9. Суммы двух чисел по каждой стороне равна 14,6 и 10. Остается записать дополнения этих чисел до 20, т.е. 6=1+5, 10=1+9, 14=9+5)
Продолжи заполнение кружков цифрами от 1 до 9 так, чтобы цифры не повторялись, и чтобы сумма чисел по каждой стороне "треугольника" была равна 19. (Сумма чисел в вершинах "треугольника" равна 12, из таблицы находим тройку цифр (1, 4, 7), подбираем другие цифры и т. д.)
Увеличить каждое число, записанное по стороне "треугольника", в 5 раз. Во сколько раз увеличится сумма чисел по каждой стороне "треугольника"? Проверь, на сколько увеличится сумма чисел по каждой стороне "треугольника"
Запиши в пустые кружки такие цифры из промежутка от 1 до 9, чтобы все цифры по сторонам "треугольника" были различными и суммы чисел по каждой стороне "треугольника" были равны одному и тому же числу. (Так как в вершинах "треугольника записаны цифры 1, 2, 3, то сумма чисел по каждой стороне "треугольника равна 17)
Поменяй местами две цифры так, чтобы суммы чисел по каждой стороне "треугольника" были равны. (В первом треугольнике надо поменять местами цифры 3 и 7, во втором – цифры 2 и 3)
Заполни кружки различными цифрами от 1 до 9 так, чтобы суммы чисел по каждой стороне были соответственно равны 18, 19 и 20.
В ходе решения данных головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать поиск результатов. Эта работа активизирует и мыслительную деятельность детей.