Многие люди, увлеченные вопросами логики, наверняка слышали и встречались с таким понятием, как софизм. Софизмы известны еще со времен Древней Греции и волнуют людей уже на протяжении многих веков. Что же такое софизмы?
Прежде чем дать определение понятию "софизм" необходимо обратиться к древнегреческой культуре, в частности – к софистике.
Софистика – это течение, возникшее в Древней Греции в пятом веке до нашей эры. Софистами долгое время были почитаемые люди, которых считали мудрецами. Они были красноречивы, часто одерживали победу в спорах, и называли сами себя "учителями мудрости"
Своих подопечных они обучали логике и риторике, то есть мастерству красиво и правильно говорить. По их мнению, умение доказать любую мысль заменяет реальные знания, поэтому, деятельность софистов сводилась к поиску наиболее эффективных приемов ведения споров.
Сегодня понятие софистика используется для обозначения особой формы аргументации, вводящей в заблуждение при помощи тезисов, которые кажутся логичными. Именно такие тезисы и называются софизмами
В них могут использоваться логические ошибки, многозначность некоторых терминов, подмена понятий, принятие ложных утверждений за истинные, неочевидное нарушение законов логики и прочие приемы.
В современной философии софистикой называется намеренное использование софизмов для введения людей в заблуждение. Этот прием может быть достаточно эффективным. Заложенная в утверждение логическая ошибка часто бывает настолько хорошо замаскирована, что ее сложно найти без глубокого анализа.
Одними из самых простых софизмов являются софизм "Полупустое и полуполное".
Полупустое есть то же самое, что и полуполное. Если равны половины, значит равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное.
и софизм "Не знаешь то, что знаешь".
- "Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить?"
- "Нет".
- "Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?"
- "Знаю".
- "Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь".
Такие софизмы являются хорошими логическими задачами. Они хорошо развивают мышление человека, в частности – ребенка.
Софизмы часто встречаются и в математике. Хорошей логической задачей и задачей на внимательность является утверждение: "Спичка вдвое длиннее телеграфного столба". Пусть a – длина спички, b – длина столба. Тогда c=a-b – разность между длинами столба и спички.
Тогда: (c=b-a)¦(b=a+c) → {Перемножим равенства по частям} → b2-ab = ca+c2
Вычтем из обоих частей bc: b2-ab-bc = ac+c2-bc → b(b-a-c) = -c(b-a-c)
Поделим обе части на (b-a-c) и получаем: (b=-c)¦(c=b-a) → b=a-b → a = 2b
a=2b, где a – длина спички, b – длина столба.
Как же так получилось? Где заключается ошибка? Мы разделили обе части выражения b(b-a-c)=-c(b-a-c) на (b-a-c), а так делать нельзя, потому что из условия следует, что b=a+c. Тогда (b-a-c)=0, а на 0 делить нельзя.
Очень интересно и полезно пытаться разоблачить те или иные софизмы. Решение таких логических задач развивает мышление и расширяет кругозор, что несомненно полезно для человека в любом возрасте.