Современные подходы в методике обучения русскому языку и литературе направлены на развитие навыков школьников к осмыслению письменных и устных текстов и их рефлексии.
Смысловое чтение способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.
Текстоориентированный подход в обучении русскому языку предполагает использование текста как основной дидактической единицы обучения, поскольку именно текст, представляющий собой продукт речевой деятельности человека, выступает и в качестве цели, и в качестве результата этой деятельности.
Работа с текстом позволяет осуществлять поиск и отбор необходимой информации для выполнения учебного задания, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность действий), анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения о свойствах и связях объекта, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям.
Информация (от лат. informatio) – это "разъяснение, осведомленность, изложение" – сведения, сообщения, данные, ознакомление
Информация содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами и событиями
Общее количество информации, содержащейся в тексте, - это его информационная насыщенность.
Информативность текста – это степень его смысловой и содержательной новизны для читателя, структура опыта и знаний. Таким образом, текст передает определенную последовательность фактов, которые раскрываются во времени и пространстве по особым правилам в зависимости от содержания текста.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
Из теста можно вывести, заключить, извлечь необходимую информацию, так как он побуждает читателя к творческому процессу его понимания, восприятия, интерпретации.
Понимать информацию, содержащуюся в тексте – значит понимать, как движется ход авторской мысли от микротемы к микротеме, как осуществляется коммуникативная задача текста
Выявление информации предполагает:
Информационный текст (научно-популярный, учебный, деловой). Описывает событие, ситуацию.
Наиболее существенной особенностью естественнонаучных текстов, с которыми мы часто встречаемся в жизни, является наличие в них большого числа научных терминов, незнание которых существенно затрудняет восприятие информации.
Оценочно-информационный текст (научно-популярный, публицистический, художественный, разговорный). Описывает событие, ситуацию и содержит авторскую оценку. Художественные или публицистические тексты обязательно включают понимание авторской позиции, умение высказывать собственные оценочные суждения, сопоставлять позицию автора с собственной точкой зрения, акцентировать внимание на языковых особенностях и структуре текста.
Образно-оценочно-информационный текст (художественный). "Рисует" ситуацию и содержит авторскую оценку, обладает многозначностью (необходимо различать автора, повествователя, героя текста).
Полезная информация из текста – это данная информация (Д) - исходная информация) и новая (Н) – неизвестная информация, раскрывающая, конкретизирующая данную). В тексте необходимо определить:
Алгоритм по определению данной информации текста (Д):
Алгоритм по определению новой информации текста (Н):
В каждом тексте может содержаться информация нескольких видов, причем один из видов информации доминирует. Содержащаяся в тексте информация определяет характер коммуникативной функции текста и его коммуникативное задание, по сути комплексное. Большинство текстов обладает сложной комплексной структурой коммуникативного задания.
Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — все это позволяет интерпретировать текст.
Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы.
Одним из основных приемов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Необходимо с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
Классификация вопросов по Б. Блуму ("Ромашка" Блума")
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему?". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдет в разряд простых ответов.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Как вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы...?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ...? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? В какой жизненной ситуации мне мог бы понадобиться опыт героя произведения?
Прием "Восстановление информации"
Этот прием заключается в том, что ключевая информация, содержащаяся в тексте, с которым должны познакомиться ученики, выписана на отдельные разрезные карточки. После чтения текста дети должны восстановить "рассыпавшуюся" информацию, установив определенные связи, логику, придав нужную форму.
Прием "Чтение с пометками" (V + -?)
Прием "Преобразование"
Преобразование - изменение образа, формы чего-либо. В данном случае речь пойдет о тексте. Как можно преобразовать текст? Выделив главное, обучающийся может трансформировать текст в схему, алгоритм, таблицу, рисунок (символ), план, тезисы.
Суть описываемого приема заключается в том, что школьники самостоятельно преобразуют текст в заданную модель. Для этого, в первую очередь, необходимо уметь отобрать главное, следовательно, необходимо научиться находить ключевые слова и фразы, составлять тезисы, а только потом приступать к моделированию.
Таким образом, для формирования смыслового чтения и воспитания гармонично-нравственной личности обучающихся необходимо применять различные формы и методы работы с информацией текста.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выделять из большого объема информации нужную и полезную, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.