Работа с информацией в текстах разных стилей речи

Современные подходы в методике обучения русскому языку и литературе направлены на развитие навыков школьников к осмыслению письменных и устных текстов и их рефлексии.

Смысловое чтение способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку предполагает использование текста как основной дидактической единицы обучения, поскольку именно текст, представляющий собой продукт речевой деятельности человека, выступает и в качестве цели, и в качестве результата этой деятельности.

Работа с текстом позволяет осуществлять поиск и отбор необходимой информации для выполнения учебного задания, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность действий), анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения о свойствах и связях объекта, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям.

Информация (от лат. informatio) – это "разъяснение, осведомленность, изложение" – сведения, сообщения, данные, ознакомление

Информация содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами и событиями

Общее количество информации, содержащейся в тексте, - это его информационная насыщенность.

Информативность текста – это степень его смысловой и содержательной новизны для читателя, структура опыта и знаний. Таким образом, текст передает определенную последовательность фактов, которые раскрываются во времени и пространстве по особым правилам в зависимости от содержания текста.

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

  • по способу восприятия (визуальная, аудиальная);
  • по форме представления (текстовая, числовая, графическая);
  • по назначению (массовая, специальная, личная).

Из теста можно вывести, заключить, извлечь необходимую информацию, так как он побуждает читателя к творческому процессу его понимания, восприятия, интерпретации.

Понимать информацию, содержащуюся в тексте – значит понимать, как движется ход авторской мысли от микротемы к микротеме, как осуществляется коммуникативная задача текста

Выявление информации предполагает:

  • выбор ее определѐнных элементов;
  • вычитывание информации;
  • понимание общего содержания текста, его основного смысла;
  • извлечение фактической информации, то есть информации, заданной в явном виде;
  • отделение главной информации от второстепенной (основной от дополнительной);
  • заполнение смысловых пропусков, выявление скрытой информации;
  • сопоставление информации, нахождение в тексте подтверждения высказанного суждения;
  • нахождение ключевых слов, словосочетаний, предложений (информационно важных), реализующих тематическое и смысловое единство текста;
  • использование разных способов чтения: просмотрового, поискового, с ориентацией на отбор нужной информации.

Возможные "стратегии" работы с текстами разных стилей

Информационный текст (научно-популярный, учебный, деловой). Описывает событие, ситуацию.

  1. Чтение, определение темы, авторского замысла, стиля.
  2. Чтение и прояснение темы, содержания, структуры текста: наблюдение за развитием темы, выделение смысловых частей, составление плана; работа с абзацами с опорой на типы речи - выделение (маркировка, подчеркивание) главной информации, в том числе ключевых слов.
  3. Сжатая запись текста.
  4. Оценивание информации: интересна, полезна, нова… и формы ее предъявления: понятно, логично, увлекательно.

Наиболее существенной особенностью естественнонаучных текстов, с которыми мы часто встречаемся в жизни, является наличие в них большого числа научных терминов, незнание которых существенно затрудняет восприятие информации.

Работа с текстовой информациейРабота с текстовой информацией

Оценочно-информационный текст (научно-популярный, публицистический, художественный, разговорный). Описывает событие, ситуацию и содержит авторскую оценку. Художественные или публицистические тексты обязательно включают понимание авторской позиции, умение высказывать собственные оценочные суждения, сопоставлять позицию автора с собственной точкой зрения, акцентировать внимание на языковых особенностях и структуре текста.

  1. Чтение, определение темы, стиля, авторского замысла.
  2. Чтение и прояснение темы, проблем, авторской позиции, строения текста.
  3. Формулирование проблемы (или одной из проблем), поиск и выявление информации по ней: "вычитывание" по абзацам главной информации, нахождение словосочетаний, предложений, в которых автор дает прямые оценки, формулирует проблему, свое отношение к ней, предлагает ее решение.
  4. Создание собственного текста (переформулирование информации в виде темы, проблемы, авторской позиции).

Образно-оценочно-информационный текст (художественный). "Рисует" ситуацию и содержит авторскую оценку, обладает многозначностью (необходимо различать автора, повествователя, героя текста).

  1. Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста.
  2. Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются?
  3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя?
  4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации, анализ размышлений главного героя, его поведения, определение характера взаимоотношений героев
  5. Отношение автора к героям, определяемое через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры.
  6. Создание собственного текста.

Полезная информация из текста – это данная информация (Д) - исходная информация) и новая (Н) – неизвестная информация, раскрывающая, конкретизирующая данную). В тексте необходимо определить:

  • Выходные данные. (название, автор, источник)
  • Основное содержание. (тема, идея)
  • Факты. (имена, цифры, данные)
  • Информация данная. (Д)
  • Информация новая. (Н)
  • Информация интересная.
  • Практическая польза.

Алгоритм по определению данной информации текста (Д):

  • определите коммуникативную задачу текста;
  • найдите предложение, в котором она выражена;
  • выявите слово или словосочетание, наиболее точно передающее коммуникативную задачу – данное текста;
  • убедитесь, что значение именно этого слова или словосочетания раскрывается в тексте.

Алгоритм по определению новой информации текста (Н):

  • определите коммуникативную задачу текста;
  • найдите предложение, в котором она выражена;
  • выявите слово или словосочетание, наиболее точно передающее коммуникативную задачу – данное текста;
  • выделите микротемы, в которых раскрывается значение нового;
  • найдите в них слова, конкретизирующие значение данного текста, т.е. новую информацию.

В каждом тексте может содержаться информация нескольких видов, причем один из видов информации доминирует. Содержащаяся в тексте информация определяет характер коммуникативной функции текста и его коммуникативное задание, по сути комплексное. Большинство текстов обладает сложной комплексной структурой коммуникативного задания.

Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — все это позволяет интерпретировать текст.
Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы.

Приемы работы с информацией

Одним из основных приемов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Необходимо с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
Классификация вопросов по Б. Блуму ("Ромашка" Блума")

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему?". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдет в разряд простых ответов.

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Как вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы...?

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ...? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? В какой жизненной ситуации мне мог бы понадобиться опыт героя произведения?

Прием "Восстановление информации"

Этот прием заключается в том, что ключевая информация, содержащаяся в тексте, с которым должны познакомиться ученики, выписана на отдельные разрезные карточки. После чтения текста дети должны восстановить "рассыпавшуюся" информацию, установив определенные связи, логику, придав нужную форму.

Прием "Чтение с пометками" (V + -?)

  1. V Я это знал (а).
  2. + Новое для меня.
  3. - Я думал (а) иначе.
  4. ? Интересно, непонятно, нужно разобраться.

Прием "Преобразование"

Преобразование - изменение образа, формы чего-либо. В данном случае речь пойдет о тексте. Как можно преобразовать текст? Выделив главное, обучающийся может трансформировать текст в схему, алгоритм, таблицу, рисунок (символ), план, тезисы.

Суть описываемого приема заключается в том, что школьники самостоятельно преобразуют текст в заданную модель. Для этого, в первую очередь, необходимо уметь отобрать главное, следовательно, необходимо научиться находить ключевые слова и фразы, составлять тезисы, а только потом приступать к моделированию.

Таким образом, для формирования смыслового чтения и воспитания гармонично-нравственной личности обучающихся необходимо применять различные формы и методы работы с информацией текста.

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выделять из большого объема информации нужную и полезную, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Размер:
26.24 Kb
Скачали:
10