В работе представлен диагностический мониторинговый материал для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по биологии.
1. Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?
2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Организмы
а) каракатица лекарственная;
б) вешенка обыкновенная;
в) орляк обыкновенный;
г) дифтерийная палочка.
Царства
а) грибы;
б) бактерии;
в) растения;
г) животные.
3. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
а) пресмыкающиеся;
б) гадюка;
в) хордовые;
г) гадюка обыкновенная;
д) чешуйчатые.
4. Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
а) оплодотворение;
б) развитие листостебельного растения;
в) развитие коробочки на ножке;
г) развитие половых органов и гамет;
д) развитие спор;
е) прорастание протонемы.
5. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?
а) его осуществляют квалифицированные ученые;
б) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты;
в) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях;
г) он более продолжителен по времени проведения.
6. Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу буквы, под которыми они указаны.
а) росянка;
б) божья коровка;
в) майский жук;
г) клещ;
д) бычий цепень;
е) малярийный плазмодий.
7. В таблице приведены ткани растений и их функции.
Ткань |
Функция |
... |
Проведение веществ к корням |
Эпидермис |
Защита нижележащих тканей |
Какой термин необходимо вписать на место пропуска?
а) пробка;
б) ксилема;
в) флоэма;
г) камбий.
8. Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите буквы, под которыми они указаны.
а) размножение зависит от воды;
б) имеют проводящие ткани;
в) имеют побеги с листьями;
г) имеют корни;
д) образуют семена;
е) образуют шишки.
9. Вставьте в текст "Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Жизнедеятельность растения
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ... (а) корня. Наземные части растения, главным образом, ... (б), напротив, через особые клетки - ... (в) - испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ... (г).
Перечень терминов:
1) дыхание;
2) корневой чехлик;
3) корневой волосок;
4) лист;
5) побег;
6) стебель;
7) устьица;
8) фотосинтез.
10. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
1) Все органы растений дышат.
2) Органические вещества в процессе дыхания синтезируются с поглощением световой энергии.
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
11. Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы.
а) редуцент;
б) детритофаг;
в) фитофаг;
г) консумент первого порядка;
д) паразит;
е) вредитель хвойных растений.