Методика подготовки учащихся к написанию исторического сочинения (задание ЕГЭ № 25)

За последние годы КИМы ЕГЭ по истории серьезно изменились. Количество вопросов сокращено, поэтому задание, которое раньше было под № 40 (С6), теперь № 25.

Данное задание теперь формулируется иначе: необходимо написать не исторический портрет, а историческое сочинение. Написать его довольно трудно и сегодня я хочу познакомить вас с приемами, которые я использую для подготовки учащихся к этому испытанию.

Будут даны 3 периода: до 18 века, 18-19 век и 20 век. Так в демоверсии предложены периоды:

  1. 1019-1054 (период правления Ярослава Мудрого)
  2. 1725-1762 (период Дворцовых переворотов)
  3. 1917-1922 (Установление советской власти, образование СССР)

Нужно выбрать один период и по нему написать сочинение. Требование к сочинению весьма высоки.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. В сочинение необходимо показать знание исторических фактов и (или) мнений историков, дать одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

На мой взгляд, работу по подготовке к такому виду деятельности необходимо начинать с 5 класса, переходя от простого к сложному. В 5 классе учимся с детьми выделять в параграфе основные события и их даты. В 6-ом – ребята могут дать характеристику исторической личности по памятке. После изучения исторического периода или большой исторической эпохи составить по ней таблицу.

Например, при окончании изучения периода правления Александра 1, эта таблица будет выглядеть так:

Даты

События

Личность

Термины

1801 - 1825

Правление Александра 1

М.М. Сперанский

Коалиция

1816 - 1817

Военные поселения

А.А. Аракчеев

«Аракчеевщина»

1812

Отечественная война

М.И. Кутузов

Священный союз

1825

Восстание декабристов

Муравьев Н.М., П.И. Пестель

«Конституция», «Русская Правда»

В 7 классе обучающиеся выполняют задания на составление тезисов. Тезисы представляют собой сделанные ими выводы и требуют от них, по крайней мере, их понимания. При проработке любого параграфа необходимо представлять его в виде структуры, состоящей из цепочки тезисов.

Главное в обучении этому умению добиваться у учащихся умения в каждом абзаце выделять тезис. Если в абзаце тезис не обнаружен - значит, они не поняли логику автора.

При изучении материала в 8-9 классе, большое значение уделяю созданию ассоциативных рядов, т.е. событие ассоциатируется с личностью и причинами его возникновения, например: Куликовская битва – Дмитрий Донской – объединение в борьбе с общим врагом или Бородинская битва – М.И. Кутузов – ослабить армию Наполеона, Иван VI – опричнина – маниакальная подозрительность, недоверие к боярам.

Большое значение имеет формирование умения систематизировать материал, например, на своих уроках я применяю метод "лента времени", суть которого сводиться к следующему на доске черчу ленту и делаю заготовки аппликаций (событие, личность, дата) и учащиеся располагают их на ленте в хронологической последовательности.

Для закрепления фактического материала (он огромен) использую метод "исторического лото", составляю карточки, где на одной стороне дата на другой событие и на уроке происходит закрепление пройденного.

Для подготовки к написанию исторического сочинения необходимо формировать у учащихся умения давать развернутый ответ, такие задания есть в конце каждого параграфа. (Почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916 г.? В чем особенности договоров, заключенных РСФСР со странами Востока? и др.)

Вопросы не должны быть односложными, ответ должен быть развернутым и содержательным. В ходе ответа одного учащегося дать задание в классе отследить в его ответе следующие критерии:

  1. Количество исторических фактов используемых при ответе.
  2. Количество и характер источников, которые использовал при ответе.
  3. Оригинальность и самостоятельность рассуждений.
  4. Целостность, логичность рассуждений.

В старшей школе изучение истории усложняется, не только большим объемом фактического материала, но и умением его интерпритировать, находить и выделять причинно-следственные связи, знакомиться с мнением историков на тот или иной период. Именно эти умения необходимы ребятам при написании исторического сочинения.

Поэтому для организации учебной работы в 10-11 классах использую задания такого вида:

Исторический период (IX век - середина X века)

Этот период в истории Древней Руси – период образования и формирования государства, период правления первых князей.

Личности

События, явления

Причинно-следственные связи

Мнение историков

Термины

Рюрик (862-879)

Олег (879-912)

 

1 этап развития Киевской Руси – это период объединения восточных славян в единое государство,

Создаётся аппарат власти и военной организации.

В данный период возрастает роль Киева как столицы государства, а также роль великого киевского князя. 

Необходимость защиты перед врагом путём усиления мощи государства.

Киев как столица Руси имел главенствующее значение среди всех городов. Именно здесь жили великие князья в данный период, город объединял народ, был любим им. Киев сыграл важную роль в объединении страны.

Г.Байер, Г.Миллер, А. Шлёцер-18 век.Авторы норманской теории образования Руси.

Норманская и антинорманская теория, великий князь, Стольный град, печенеги,

детинец-кремль

племена, восточные славяне, Гардарика.

Ольга (945-969)

 

 

В 957 г поездка в Константинополь, принятие христианства. В 968 году дан отпор печенегам. Осуществила реформу системы налогообложения, проводится первая административная реформа.

Ведётся строительство городов, многие из которых города - крепости

Укрепляется оборона страны, особенно на юге - здесь строятся оборонительные сооружения - засечная чета.

Развивается культура: письменность, устное народное творчество.

Укрепляется международное положение Руси: подписываются первые торговые договоры, устанавливаются дипломатические отношения со странами, ведутся успешные военные походы, которые значительно расширяют территорию государства.

М.В. Ломоносов,

Б.А. Рыбаков

Сторонники

антинорманской теории образования Руси.

Полюдье.

Уроки, погосты

Общая характеристика эпохи

Первый период развития Древней Руси – период первых князей – очень важная эпоха в истории страны. Было создано мощное государство, укреплялась власть киевского князя, отдельные племена  стали единым целым – страной. Центром Руси стал Киев. Была создана единая налоговая система, проведено первое административное деление государства, совершенствовались органы управления, что значительно облегчало управление страной. Киевская Русь расширяла территории, укрепляла города, торговала, занималась сельским хозяйством, развивались многие ремесла.  Правление первых русских князей заложило будущее процветание Русского государства.

Яркие личности, связанные с данной эпохой

Личности 

Годы жизни, при каком князе. Деятельность

Гостомысл

Ум. Около 860 г. Старейшина  ильменских племен. По легенде именно он пригласил Рюрика и братьев править.

Нестор

XI - начало XII века.Написал « Повесть временных лет» в 1113 году, в правление Владимира Мономаха. Именно по ней мы и знаем о правлении первых князей на Руси.

Трувор, Синеус

Братья  варяга Рюрика, которого призвали на княжение в Новгород. Синеус правил в Белоозере, Трувор – в Изборске. Однако через два года братья умерли, и  Рюрик стал править единолично.

Аскольд, Дир

Правили в Киеве до Олега - дружинники Рюрика. Правили с 864 - 882 г.

Мал

Князь древлян, убивших Игоря.

В ходе урока заполняем таблицу, которая является для обучающихся основой написания сочинения, и на дом задается его написание. Написанные учащимися сочинения на следующем уроке анализируются соответствии с критериями оценивания исторического сочинения.

Таким образом, мои ребята могут критически оценивать свою работу, вносить дополнения. Это является и отличным мотивирующим фактом для самостоятельного поиска ими дополнительной литературы. А также и выполняет еще очень важную функцию у ребят формируется систематизированная картина уровня их подготовки к сдачи ЕГЭ.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: история, 11 класс, ЕГЭ