Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами в области личных финансов.
Очевидно, что уже в школьном возрасте необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые позволят ему в будущем принимать рациональные финансовые решения.
Данная методическая разработка урока предназначена для учащихся выпускных классов, так как учащиеся уже обладают необходимыми знаниями и умениями, что позволит правильно уяснить данную тему.
Цель: повысить грамотность обучающихся в вопросах пенсионного обеспечения.
Задачи:
Планируемые результаты обучения:
Личностные характеристики и установки:
Форма занятий: практическое занятие.
Средства обучения: опросные листы, рабочий лист, компьютер, проектор.
Опережающее задание для обучающихся:
Класс разделяется на 2 группы.
Задание для 1 группы: провести социологический опрос среди различных категорий населения молодежь, пенсионеры, люди среднего возраста. (примерные вопросы опроса в приложении 2)
Задание для 2 группы: найти информацию и представить ее в форме мультимедийной презентации о пенсионном фонде РФ и негосударственных пенсионных фондах на сайте Банка России. Информацию представить о 3-4 НПФ по следующим критериям: срок функционирования фонда, надежность фонда, доходность от инвестирования фондом пенсионных накоплений, доля фонда на рынке негосударственного пенсионного страхования, размеры имущества фонда.
Актуализация знаний
Первый этап урока: На первом этапе урока обучающимся задается задание на повторение базовых понятий по теме: пенсия, пенсионные накопления, пенсионная система. (соотнести термин и понятие)
Второй этап урока: Класс делится на 2 группы, каждому обучающемуся дается рабочий лист, с которым они работают в ходе урока. (см. приложение 1)
Дается слово 1 группе, которая представляет результаты социологического опроса. Учитель ставит проблемный вопрос: что влияет на отношение к пенсионным накоплениям в каждой из социальных групп? В ходе обсуждения обучающиеся заполняют рабочий лист.
После работы и совместного обсуждения обучающиеся вместе с учителем делают вывод о значимости пенсионных накоплений для каждой из социальных групп.
Третий этап урока: обучающимся предлагается просмотр отрывка из видеоролика о факторах формирования будущей пенсии.
При просмотре видеоролика обучающиеся заполняют кластер в рабочем листе.
Четвертый этап урока: учитель акцентирует внимание на том, что обеспечить прирост пенсионных накоплений можно как через Пенсионный фонд РФ, так и через Негосударственные пенсионные фонды. Учитель ставит учебную задачу: на что следует обратить внимание при выборе НПФ.
Далее слово дается второй группе, которая представляет информацию о НПФ. Обучающиеся заполняют рабочие листы и делают вывод о том, на что нужно обратить внимание при выборе пенсионного фонда для прироста пенсионных накоплений.
Рефлексия
Обучающиеся при помощи учителя, уже имея представление о факторах, влияющих на размер пенсии, используя различные варианты, учатся рассчитывать свою будущую пенсию при помощи пенсионного калькулятора на сайте Пенсионного фонда РФ.
Обсуждение домашнего задания: учащимся предлагается дома решить тест на листах.
1. Возможны следующие варианты управления накопительной пенсией:
а) формирование накопительной пенсии через Пенсионный фонд Р и государственную управляющую компанию;
б) инвестирование пенсионных накоплений через одну из частных управляющих компаний и Пенсионный фонд РФ;
в) образование накопительного пенсионного капитала через негосударственные пенсионные фонды;
г) все ответы верны.
2. Может ли у двух работников с одинаковым стажем и уровнем заработной платы размер пенсии существенно различаться?
а) нет, это исключено законодательством;
б) да, такое возможно.
3. Формирование накопительной пенсии через Пенсионный фонд РФ и государственную управляющую компанию, как правило, отличается:
а) высокой доходностью и высокими рисками;
б) высокой доходностью и низкими рисками;
в) низкой доходностью и высокими рисками;
г) низкой доходностью и низкими рисками.
4. Результаты управления пенсионными накоплениями всегда:
а) заранее известны;
б) труднопредсказуемы.
5. Зарплата в конверте может отразится на:
а) текущем потреблении;
б) будущем размере пенсии;
в) величине банковского депозита работника;
г) нет верного ответа.
Ответы:
1. г
2. б
3. г
4. б
5. б