Конспект урока по русскому языку: Правописание суффиксов имени прилагательного

Для подготовки к ЭГЭ.

Цель урока: ознакомление учащихся с написанием суффиксов имен прилагательных, совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся.

Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -ев-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овит-, -инск-, -оньк-/-еньк- имен прилагательных.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н. Г. Гольцовой, компьютер, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем работать по разделу "Имя прилагательное". Тему сегодняшнего урока озвучим чуть позже. Сейчас проверим ваше домашнее задание, а именно, теорию.

Проверка д/з

В форме "Вопрос-ответ" по теории "Имя прилагательное как часть речи".
Задание: "Найдите и исправьте ошибки".

Наиболее КРАСИВЕЙШИЙ
ПО ОКОНЧАНИИ университета
Стал БОЛЕЕ УМНЕЕ
Пара НОСОК
НИЗОВЬЕВ
с ОБОИХ сторон

Подготовка к ЕГЭ задание 4

Суффиксы имен прилагательныхСуффиксы имен прилагательных

Работа в парах с тренажными карточками "Ударение в прилагательных и причастиях". (параллельно я спрашиваю на оценку)

1 карточка. Прозорливый, безудержный, гладильный, гофрированный, иноплеменный, костюмированный, мальчиковый, новорожденный, балованный, ополоснутый, подогнутый, разомкнутый, согбенный, холеный, экзальтированный, языковый.

2 карточка. Сливовый, газированный, госпитальный, премированный, балованный, истекший, кухонный, мизерный, обетованный, прозорливый, оптовый, разогнутый, рысистый, сметливый, щегольской, языковой.

Работа по теме урока

Актуализация проблемы.

Выполните морфемный разбор: улыбчивый, легонький, реснитчатый.

- Какие орфограммы можете выделить в словах?
- Какая орфограмма является общей для данных слов?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? (Обратите внимание на место орфограммы в указанных словах).

Объявление темы. Знание данной темы необходимо при выполнении задания 11 ЕГЭ

Какие задачи нужно решить, чтобы достичь цели урока?

Изучение новой темы

Работа в группах.

Я предлагаю решить поставленные задачи, составив опорные схемы наподобие тех, которые мы уже делали, только сегодня вы будете их составлять самостоятельно в группах.
Откройте учебники на стр. 134-135

Теперь давайте распределим, кто с каким суффиксом будет работать.
1. ив/ ев
чив, лив
2. ов/оват/овит
ев/еват/евит
3. оньк/еньк
4. инск, ин+ск//енск
5. чат/ат/ан

- Что нам необходимо учитывать при составлении схем? (условие выбора орфограммы, исключения, примеры)
- Опорные схемы аккуратно записываем на листы маркером. Не забудьте определится, кто будет схему объяснять у доски.
- Ребята, на составление опорных схем 4 мин.

Игра "Трехглавый змей"

Напишите по 3 прилагательных, характеризующих вас дома, в школе, с друзьями. Выделите суффиксы.

Проверка работы в группах

Сейчас мы проверим, что у вас получилось. Наша дальнейшая работа будет проходить следующим образом: одна группа представляет свою схему, остальные записывают.

1. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит-// -ев-, -еват-, -евит-
Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных (кроме ц), например: беловатый, деловой, угловатый, домовитый
-ев-, -еват-, -евит- пишутся после мягких согласных, после шипящих и ц, например: речевой, ноздреватый, рыжеватый, глянцевитый, рубцеватый.

2. Суффикс -оньк- //-еньк-
Суффикс -оньк- пишется после г, к, ж, например: высоконький, легонький, сухонький;
после других согласных пишется суффикс -еньк-: синенький, дешевенький, желтенький, молоденький.

3. Суффикс -ив- пишется у прилагательных под ударением, суффикс -ев- - без ударения: игривый, красивый, плаксивый, учтивый, но: алюминиевый, горностаевый, гостевой, грязевой, долевой, дрожжевой, калиевый, каракулевый, клеевой, пулевой, рулевой, соевый, стержневой. Исключения: милостивый, юродивый.

4. Суффиксы -лив-, -чив- пишутся только с гласной и (в русском языке суффиксов "-лев-", "-чев-" нет): причудливый, участливый, совестливый, опрометчивый.

5. инск, ин+ск//енск

Закрепление

1. Упражнение. Вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму: Корн..вой, сбивч..вый, многоступенч..тый, засушл..вый, тюл..вый, стар..нький, многоуровн..вый, дымч..тое (стекло), вежл..вый, предматч..вый (осмотр), гуттаперч..вый, нищ..нский, плох..нький, клетч..тый, рубаш..чный, глянц..витый.

2. Образуйте словосочетания, подобрав к предложенным прилагательным имена существительные.

1) Безответный - безответственный
2) болотистый – болотный
3) благодарный – благодарственный
4) безоглядный – неоглядный - ненаглядный

Тест

Задание 11 из КИМ ЕГЭ. (карточки распечатаны каждому ученику)

1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • удушл..вый, правд..вый
  • тюлен..вый, горош..нка
  • бяз..вый, немилост..вый
  • солом..нка, усидч..вый,
  • узорч..тый, веснушч..тый

2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • дет..кий, свет..кий
  • письм..цо, здань..це
  • миндал..вый, бо..вой
  • запасл..вый, отрасл..вой
  • син..чка, въедл..вый

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • корн..вой, черепитч..тый
  • рыж..ватый, дожд..вой
  • доверч..вый, умн..ца
  • услужл..вый, пол..вой
  • совестл..вый, рул..вой

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • фасол..вый, сем..чко
  • локт..вой, протал..нка
  • гречн..вый, страдал..ц
  • завистл..вый, стро..вой
  • жемчуж..на, беж..вый

5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • пород..стый, горош..на
  • глянц..витый, ткан..вый
  • алюмини..вый, яблон..вый
  • фланел..вый, настойч..вость
  • уз..ий, близ..ий

6. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • претерп..вать
  • обескураж..вать,
  • участл..вый,
  • забывч..вый, застег..вать
  • копч..ный, туш..ный

7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • шустр..нький, ливн..вый
  • прилипч..вый, рыж..ватый
  • остр..нький, буш..вать
  • гор..вать, доклад..вать
  • весел..нький ,разве..вать

8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • стульч..к, парашют..к
  • затемн.., влев..
  • оранж..вый, потч..вать.
  • гряз..вой, накле..вать.
  • юрод..вый, ноздр..ватый

Итог урока. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?
- Что было сложно?

Домашнее задание: § 38, упр. 208, 209

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!