Для подготовки к ЭГЭ.
Цель урока: ознакомление учащихся с написанием суффиксов имен прилагательных, совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся.
Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -ев-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овит-, -инск-, -оньк-/-еньк- имен прилагательных.
Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н. Г. Гольцовой, компьютер, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем работать по разделу "Имя прилагательное". Тему сегодняшнего урока озвучим чуть позже. Сейчас проверим ваше домашнее задание, а именно, теорию.
В форме "Вопрос-ответ" по теории "Имя прилагательное как часть речи".
Задание: "Найдите и исправьте ошибки".
Наиболее КРАСИВЕЙШИЙ
ПО ОКОНЧАНИИ университета
Стал БОЛЕЕ УМНЕЕ
Пара НОСОК
НИЗОВЬЕВ
с ОБОИХ сторон
Работа в парах с тренажными карточками "Ударение в прилагательных и причастиях". (параллельно я спрашиваю на оценку)
1 карточка. Прозорливый, безудержный, гладильный, гофрированный, иноплеменный, костюмированный, мальчиковый, новорожденный, балованный, ополоснутый, подогнутый, разомкнутый, согбенный, холеный, экзальтированный, языковый.
2 карточка. Сливовый, газированный, госпитальный, премированный, балованный, истекший, кухонный, мизерный, обетованный, прозорливый, оптовый, разогнутый, рысистый, сметливый, щегольской, языковой.
Актуализация проблемы.
Выполните морфемный разбор: улыбчивый, легонький, реснитчатый.
- Какие орфограммы можете выделить в словах?
- Какая орфограмма является общей для данных слов?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? (Обратите внимание на место орфограммы в указанных словах).
Какие задачи нужно решить, чтобы достичь цели урока?
Изучение новой темы
Работа в группах.
Я предлагаю решить поставленные задачи, составив опорные схемы наподобие тех, которые мы уже делали, только сегодня вы будете их составлять самостоятельно в группах.
Откройте учебники на стр. 134-135
Теперь давайте распределим, кто с каким суффиксом будет работать.
1. ив/ ев
чив, лив
2. ов/оват/овит
ев/еват/евит
3. оньк/еньк
4. инск, ин+ск//енск
5. чат/ат/ан
- Что нам необходимо учитывать при составлении схем? (условие выбора орфограммы, исключения, примеры)
- Опорные схемы аккуратно записываем на листы маркером. Не забудьте определится, кто будет схему объяснять у доски.
- Ребята, на составление опорных схем 4 мин.
Игра "Трехглавый змей"
Напишите по 3 прилагательных, характеризующих вас дома, в школе, с друзьями. Выделите суффиксы.
Проверка работы в группах
Сейчас мы проверим, что у вас получилось. Наша дальнейшая работа будет проходить следующим образом: одна группа представляет свою схему, остальные записывают.
1. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит-// -ев-, -еват-, -евит-
Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных (кроме ц), например: беловатый, деловой, угловатый, домовитый
-ев-, -еват-, -евит- пишутся после мягких согласных, после шипящих и ц, например: речевой, ноздреватый, рыжеватый, глянцевитый, рубцеватый.
2. Суффикс -оньк- //-еньк-
Суффикс -оньк- пишется после г, к, ж, например: высоконький, легонький, сухонький;
после других согласных пишется суффикс -еньк-: синенький, дешевенький, желтенький, молоденький.
3. Суффикс -ив- пишется у прилагательных под ударением, суффикс -ев- - без ударения: игривый, красивый, плаксивый, учтивый, но: алюминиевый, горностаевый, гостевой, грязевой, долевой, дрожжевой, калиевый, каракулевый, клеевой, пулевой, рулевой, соевый, стержневой. Исключения: милостивый, юродивый.
4. Суффиксы -лив-, -чив- пишутся только с гласной и (в русском языке суффиксов "-лев-", "-чев-" нет): причудливый, участливый, совестливый, опрометчивый.
5. инск, ин+ск//енск
1. Упражнение. Вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму: Корн..вой, сбивч..вый, многоступенч..тый, засушл..вый, тюл..вый, стар..нький, многоуровн..вый, дымч..тое (стекло), вежл..вый, предматч..вый (осмотр), гуттаперч..вый, нищ..нский, плох..нький, клетч..тый, рубаш..чный, глянц..витый.
2. Образуйте словосочетания, подобрав к предложенным прилагательным имена существительные.
1) Безответный - безответственный
2) болотистый – болотный
3) благодарный – благодарственный
4) безоглядный – неоглядный - ненаглядный
Задание 11 из КИМ ЕГЭ. (карточки распечатаны каждому ученику)
1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
6. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было сложно?
Домашнее задание: § 38, упр. 208, 209