Подготовка к ЕГЭ по литературе. Разбор задания № 8

Одной из важных составляющих частей ЕГЭ по литературе является задание № 8, связанное с развернутым письменным ответом на поставленный вопрос по отрывку из произведения русской литературы.

На примере отрывка из комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" хочу показать возможные методы и приемы, позволяющие успешно справиться с заданием.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

Г-жа Простакова: Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Правдин: А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова: Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?
Правдин: А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин: Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин: Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Г-жа Простакова: Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?

Стародум: Мастерица толковать указы!
Г-жа Простакова: Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти)

Правдин (останавливая ее): Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простаков: А! До чего мы дожили!
Г-жа Простакова: Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа...
Правдин: Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

Простаков (отходит, всплеснув руками): От кого это, матушка?
Г-жа Простакова (тоскуя): О, горе взяло! О, грустно!
Скотинин: Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

Г-жа Простакова: Все теряю! Совсем погибаю!
(Д.И. Фонвизин. "Недоросль")

Задание № 8

Каково отношение автора к персонажам, фигурирующим в приведенной сцене "Недоросля" и как оно выражено?
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

1. Обращаем внимание обучающихся на то, что вопрос включает два элемента:

  • то, что известно;
  • то, что требуется узнать.

Каково отношение автора к персонажам, фигурирующим в приведенной сцене "Недоросля" и как оно выражено?

2. Данный вопрос является сложным, так как содержит в своем составе два вопроса: каково отношение автора к персонажам и как оно выражено. А это значит, что ответить нужно будет на оба вопроса.

3. Какие базовые знания по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" мы должны вспомнить?

Какие проблемы подняты в пьесе Д.И. Фонвизина "Недоросль"? (Крепостного права, государственного управления, воспитания и образования, нравственности и этики)

В чем конфликт пьесы? (В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, разными жизненными идеалами и интересами. С одной стороны, мир Простаковых и Скотининых – невежественных, самовлюбленных помещиков, а с другой – мир благородных людей: Софья и ее жених, офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени – Стародум; хранитель законов – Правдин.

Характерные черты классицизма, присущие комедии "Недоросль". (Система трех единств, "говорящие" фамилии, победа добра над злом, разделение героев на положительных и отрицательных)

Отношение автора к персонажам в драматургических произведениях классицизма

Отношение автора к персонажам в драматургических произведениях классицизма может быть выражено с помощью следующих приемов: использования ремарок и говорящих имен и фамилий, а также средств речевой характеристики, введения героев-резонеров, обозначения собственной позиции через "наказание" или "возвышение" героев в заключительных сценах произведения.

Какие из перечисленных приемов можно найти в представленном фрагменте?

Деление героев на положительных и отрицательных;

речевые характеристики персонажей;

"говорящие" фамилии.

Записываем рабочие материалы.

Положительные персонажи: Стародум, Правдин.
Отрицательные (сатирические) персонажи: госпожа Простакова, Скотинин.

Герои произведения Д.И. Фонвизина "Недоросль"Герои произведения Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Речевая характеристика

Г-жа Простакова: "теперь-то дам я зорю канальям своим людям", "разве я не властна и в своих людях?"
Скотинин: "Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?"

Правдин: "тиранствовать никто не волен". Госпожа бесчеловечная, злонравие в благоучрежденном государстве
Говорящие фамилии: Стародум, Правдин, Простакова, Скотинин.

Образец письменного ответа.

Отношение автора к персонажам в драматургических произведениях классицизма может быть выражено с помощью следующих приемов: использования ремарок и "говорящих" имен и фамилий, а также средств речевой характеристики, введения героев-резонеров, обозначения собственной позиции через "наказание" или "возвышение" героев в заключительных сценах произведения.

В данном эпизоде некоторые из перечисленных приемов находят свое применение. Так, в комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизин делит действующих лиц на две группы. Положительные герои (Стародум и Правдин), вершащие справедливый суд, противопоставлены здесь сатирическим персонажам (г-жа Простакова, Скотинин), являющимся носителями пороков, которые обличает драматург.

Раскрыть в характере г-жи Простаковой грубость, жестокость в обращении с домашними и крепостными помогает речевая характеристика. С помощью речевой характеристики, представленной просторечными и бранными словами ("Теперь-то я дам зорю канальям своим людям" и др.), а также с помощью реплик героев драматург подчеркивает и закостенелость взглядов Простаковых и Скотининых, неспособных понять, что нельзя жестоко обращаться с людьми: "Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?" На данную реплику отвечает герой-резонер Правдин, выражающий авторское отношение к крепостному праву: "... тиранствовать никто не волен".

Д.И. Фонвизин наделяет героев "говорящими" фамилиями, которые раскрывают главные черты персонажей: Правдин — человек, стремящийся к истинной справедливости и исполнению закона, недаром именно он оглашает приказ правительства и дает меткую характеристику хозяйке – "госпожа бесчеловечная", показывая сущность г-жи Простаковой, которая в девичестве была Скотининой и воспитывалась по "звериным" законам, поэтому она не может принять решения "благоучрежденного" государства.

Таким образом, с помощью речевых характеристик, "говорящих" фамилий Д.И. Фонвизин обличает деспотизм и необразованность Простаковой и Скотинина и прославляет стремление к справедливости Правдина и Стародума.
8 предложений

Анализируем критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом. Оценка выполнения заданий 8 и 15, требующих написания развернутого ответа в объеме 5-10 предложений.

Баллы

Критерии

1. Соответствие ответа заданию

2

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведенного фрагмента/стихотворения. 

1

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. 

0

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.

2. Привлечение текста произведения для аргументации 

2

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют. 

1

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка. 

0

Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки. 

3. Логичность и соблюдение речевых норм 

2

Отсутствуют логические, речевые ошибки.

1

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок. 

0

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). 

 

Максимальный балл – 6

К1-2
К2-2
К3-2
Письменный ответ проанализирован. Кратко говорим о возможных логических, речевых и стилистических ошибках, которых следует избегать в работе над ответом.

Размер:
17.92 Kb
Скачали:
18

Метки к статье: литература, 11 класс, ЕГЭ

Огромное спасибо за предложенный материал. Воспользовалась им на уроке.
Добавить комментарий