Конспект урока истории 9 класс "Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Цель урока:

  • актуализировать знания учащихся по теме "Внешняя политика России в I половине XIX в";
  • выделить изменения, произошедшие во внешней политике Российской империи во времена правления Александра II, и дать им оценку.

Задачи:

  • Выявить и охарактеризовать основные направления внешней политики Александра II.
  • Обозначить основные достижения Российской империи в отношениях со странами Западной Европы и Северной Америки.
  • Рассмотреть развитие "Восточного вопроса" как составной части внешней политики Александра II.

Оборудование: проектор, учебник (История России. 9 класс. под ред Торкунова), раздаточный материал для учащихся (Договор о продаже Аляски, фрагменты текста Сан-Стефанского мирного договора, карточки с заданиями).

Ход урока

Организационный этап

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Мотивация, актуализация знаний

Учитель демонстрирует на экране слайды, на которых представлены картины, посвященные внешнеполитическим событиям второй половины 19 века. (Верещагин В. В. "Пусть Войдут"; Э. Лойце "Продажа Аляски"; Попов А. Н. "Защита Орлиного гнезда орловцами и брянцами".

Также, на доске в качестве эпиграфа приведена приписываемая Александру II цитата: "Россия - государство не торговое и не земледельческое, а военное..." Далее, учитель предлагает, исходя из увиденного и прочитанного, сформулировать тему сегодняшнего урока.

Основная часть

Тема: "Внешняя политика Александра II". Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, учитель предлагает актуализировать знания об особенностях внешней политики предшественников Александра II в XIX веке (Александр I и Николай I).

Для этого учащиеся выполняют следующие задания (на карточках) по вариантам:

1. Даны: список вооруженных конфликтов, в которых приняли участие предшественники Александра II (Русско-персидская война (1804 - 1813), Заграничный поход (1812 - 1815), Кавказская война (1817 - 1864), Крымская война (1853 - 1856);

список договоренностей по итогам вооруженных конфликтов (Вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии, присоединение России к Континентальной блокаде, вхождение в состав Российской империи Чечни и Дагестана, нейтрализация Черного моря, создание Священного союза). Задача учеников - установить соответствие.

2. Даны: список названий мирных договоров, подписанных Россией в XIX веке (Гюлистанский, Бухарестский, Заключительный акт Венского конгресса, Адрианопольский, Туркманчайский); имена императоров, в годы правления которых были заключены указанные мирные соглашения (Александр I, Николай I). Задача учащихся - установить соответствие.

В завершение, учитель просит учащихся сравнить международную обстановку, в которой оказалась Россия после Крымской войны, с условиями воцарения его предшественников в XIX веке. Заслушав ответы, учитель совместно с учениками формулирует проблемные вопросы урока, а также цели и задачи

Проблемные вопросы:

  • можно ли назвать внешнюю политику Александра II последовательным продолжением внешней политики Александра I и Николая I? Если нет, то какие факторы заставили Александра II ее пересмотреть?
  • Имеется ли взаимосвязь между внешней политикой Российского государства в Великими реформами Александра II?

Учащиеся разделяются на 3 группы (по рядам) и работают с пунктом 1 параграфа "Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 г.".

Задача первой группы - выделить и обосновать основные задачи Российского государства на Западном направлении.

Задача второй группы - выделить союзников, на сближение с которыми Россия пошла ради реализации своих внешнеполитических задач, и оценить надежность данных отношений.

Задача третьей группы - выделить достижения, которых добилась Россия на Западном направлении, и указать причины, способствовавшие успеху.
Работа выполнена. Учитель заслушивает ответы представителей от каждой из групп.

Учитель переходит к следующему пункту плана и кратко рассказывает о причинах, вынудивших Александра свершить продажу Аляски (Убыточность содержания, конфликт интересов с Британией, желание избежать в будущем конфронтации с США). Далее, учащиеся получают фрагменты "Договора о продаже Аляски" (статьи 3, 5, 6) и, работая по вариантам, отвечают на следующие вопросы:

I вариант: на каких условиях Россия совершила продажу Аляски?

II вариант: какие привилегии остались у граждан России на Аляске?

Учитель выслушивает ответы учеников.

Переходя к третьему пункту плана, учитель просит учеников, основываясь на пройденном материале, дать объяснения следующему вопросу: в чем принципиальная важность для России Восточного вопроса? Учениками должны быть сформулированы следующие положения:

  • Контроль над морскими торговыми путями.
  • Защита православных народов.
  • Улучшение положения славянских народов.
  • Конфликт интересов на Кавказе.

Далее, учащиеся начинают работать в парах с пунктом 5 параграфа "Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг." и фрагментом Сан-Стефанского мирного договора. В процессе изучения заполняют таблицу:

Таблица "Причины войны 1877-1878 гг."Таблица "Причины войны 1877-1878 гг."

Заполняя второй и третий столбцы, обучающиеся также работают с картой "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." на странице 158 учебника. Учитель включает слайд с аналогичной картой на большом экране.

Подведение итогов и рефлексия

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока:

  1. Можно ли назвать внешнюю политику Александра II последовательным продолжением внешней политики Александра I и Николая I?
  2. Имеется ли взаимосвязь между внешней политикой Российского государства в Великими реформами Александра II? (возвышение роли дипломатии из-за того, что крупные конфликты тормозят внутреннее развитие страны)

Далее, учитель просит оценить ценность урока через "метод пяти пальцев".

  • Что я нового узнал?
  • Чего достиг?
  • Каким было мое настроение?
  • Чем я помог другим? (групповая работа)
  • Каково мое физическое состояние?

Вариативное домашнее задание

1. Прочитать в учебнике пункт "Политика России в Средней Азии". Сравнить процесс включения Средней Азии в состав Российской империи с аналогичными процессами на Кавказе. Одинаковые ли были цели, мотивация?

2. Подготовить мультимедийную презентацию о деятельности на международной арене одного из российских политических деятелей:

  • М.Т. Лорис-Меликов.
  • Н.Н. Муравьев-Амурский.
  • А.М. Горчаков.
Размер:
18.89 Kb
Скачали:
8