Цель урока:
Задачи:
Оборудование: проектор, учебник (История России. 9 класс. под ред Торкунова), раздаточный материал для учащихся (Договор о продаже Аляски, фрагменты текста Сан-Стефанского мирного договора, карточки с заданиями).
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
Учитель демонстрирует на экране слайды, на которых представлены картины, посвященные внешнеполитическим событиям второй половины 19 века. (Верещагин В. В. "Пусть Войдут"; Э. Лойце "Продажа Аляски"; Попов А. Н. "Защита Орлиного гнезда орловцами и брянцами".
Также, на доске в качестве эпиграфа приведена приписываемая Александру II цитата: "Россия - государство не торговое и не земледельческое, а военное..." Далее, учитель предлагает, исходя из увиденного и прочитанного, сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: "Внешняя политика Александра II". Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, учитель предлагает актуализировать знания об особенностях внешней политики предшественников Александра II в XIX веке (Александр I и Николай I).
Для этого учащиеся выполняют следующие задания (на карточках) по вариантам:
1. Даны: список вооруженных конфликтов, в которых приняли участие предшественники Александра II (Русско-персидская война (1804 - 1813), Заграничный поход (1812 - 1815), Кавказская война (1817 - 1864), Крымская война (1853 - 1856);
список договоренностей по итогам вооруженных конфликтов (Вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии, присоединение России к Континентальной блокаде, вхождение в состав Российской империи Чечни и Дагестана, нейтрализация Черного моря, создание Священного союза). Задача учеников - установить соответствие.
2. Даны: список названий мирных договоров, подписанных Россией в XIX веке (Гюлистанский, Бухарестский, Заключительный акт Венского конгресса, Адрианопольский, Туркманчайский); имена императоров, в годы правления которых были заключены указанные мирные соглашения (Александр I, Николай I). Задача учащихся - установить соответствие.
В завершение, учитель просит учащихся сравнить международную обстановку, в которой оказалась Россия после Крымской войны, с условиями воцарения его предшественников в XIX веке. Заслушав ответы, учитель совместно с учениками формулирует проблемные вопросы урока, а также цели и задачи
Проблемные вопросы:
Учащиеся разделяются на 3 группы (по рядам) и работают с пунктом 1 параграфа "Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 г.".
Задача первой группы - выделить и обосновать основные задачи Российского государства на Западном направлении.
Задача второй группы - выделить союзников, на сближение с которыми Россия пошла ради реализации своих внешнеполитических задач, и оценить надежность данных отношений.
Задача третьей группы - выделить достижения, которых добилась Россия на Западном направлении, и указать причины, способствовавшие успеху.
Работа выполнена. Учитель заслушивает ответы представителей от каждой из групп.
Учитель переходит к следующему пункту плана и кратко рассказывает о причинах, вынудивших Александра свершить продажу Аляски (Убыточность содержания, конфликт интересов с Британией, желание избежать в будущем конфронтации с США). Далее, учащиеся получают фрагменты "Договора о продаже Аляски" (статьи 3, 5, 6) и, работая по вариантам, отвечают на следующие вопросы:
I вариант: на каких условиях Россия совершила продажу Аляски?
II вариант: какие привилегии остались у граждан России на Аляске?
Учитель выслушивает ответы учеников.
Переходя к третьему пункту плана, учитель просит учеников, основываясь на пройденном материале, дать объяснения следующему вопросу: в чем принципиальная важность для России Восточного вопроса? Учениками должны быть сформулированы следующие положения:
Далее, учащиеся начинают работать в парах с пунктом 5 параграфа "Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг." и фрагментом Сан-Стефанского мирного договора. В процессе изучения заполняют таблицу:
Заполняя второй и третий столбцы, обучающиеся также работают с картой "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." на странице 158 учебника. Учитель включает слайд с аналогичной картой на большом экране.
Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока:
Далее, учитель просит оценить ценность урока через "метод пяти пальцев".
Вариативное домашнее задание
1. Прочитать в учебнике пункт "Политика России в Средней Азии". Сравнить процесс включения Средней Азии в состав Российской империи с аналогичными процессами на Кавказе. Одинаковые ли были цели, мотивация?
2. Подготовить мультимедийную презентацию о деятельности на международной арене одного из российских политических деятелей: