Конспект сопровождается презентацией.
Цели:
- сформировать представление о назначении компьютерных сетей, их видах.
- познакомить учащихся со структурой локальных сетей.
- научить выделению различных типов топологий локальных сетей.
- научить создавать простое кабельное соединение для локальной сети по типу концентратор - компьютер.
формировать навыки самостоятельности поиска информации.
Средства обучения:
Презентация урока по теме: «Компьютерные сети»
Раздаточный материал: заготовки элементов схем, алгоритмы работы для практикума, оборудование для практической работы (зажимы, коннектор, провода).
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь!
Сегодня мы рассмотрим новую и интересную тему, название которой вы видите на доске. Это компьютерные сети.
Слайд 1:
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока? Что мы сегодня должны узнать, чему научиться?
Слайд 2:
Учитель: Может быть, кому-нибудь уже знакомо такое понятие как компьютерные сети? Если да, то как вы его можете объяснить
Ученики: Компьютерная сеть — система двух или более компьютеров, связанных каналами передачи информации
Слайд 3
Учитель: А как вы думаете, для чего нужна компьютерная сеть?
Ученики: (примерные ответы учащихся) Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью пользователей удаленных друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и совместной работы на принтерах и других периферийных устройствах, и даже одновременной обработки документов.
Учитель: Верно. Однако, назначение всех компьютерных сетей можно выразить двумя словами: совместный доступ к информации или совместное использование периферийных устройств.
Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью пользователей удаленных друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и совместной работы на принтерах и других периферийных устройствах, и даже одновременной обработки документов.
Учитель: Один из простейших видов соединения является прямое соединение компьютеров.
Слайд 4
Мы знаем, что для взаимодействия с внешними устройствами компьютеры имеют специальные устройства – коммуникационные порты. С их помощью можно не только соединить компьютер с принтером, или например, со сканером, но и связать два компьютера между собой – тогда они смогут обмениваться файлами. Тогда образуется простейшая компьютерная сеть, которая называется прямым соединением.
Но у прямого соединения есть три существенных недостатка:
оно позволяет соединить не более 2 компьютеров
пропускная способность мала
длина прямого соединения крайне незначительна (до 1,5 м для параллельного и до 10 м у последовательного соединения)
Для создания более сложных соединений используют сетевые адаптеры. Если на компьютер установлен сетевой адаптер, на нем образуется так называемый сетевой порт. Соединяя сетевые порты разных компьютеров между собой с помощью кабелей, получают компьютерные сети.
Перейдем к следующему вопросу:
Виды компьютерных сетей.
Учитель: Кто знает на какие виды делятся компьютерные сети?
Ученики: ЛОКАЛЬНЫЕ И Глобальные.
Учитель: Их отличие?
Ученики: Локальные сети объединяют компьютеры, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Глобальные сети могут охватывать огромные территории, сравнимые с размерами государства.
Учитель: Поднимите руку, кто имеет малейшее представления по данной теме. Хорошо, давайте тогда проведем рассмотрение этого вопроса в следующей форме.
У вас на партах лежат листочки с таблицами: компьютерные сети делятся в основном на два вида: локальный и глобальные. Ваша задача в течение одной минуты написать ваши представления по данному понятию
Технология «Недописанное понятие».
Слайд 5:
Внимание, теперь Вы можете обменяться информацией со своим соседом по парте и дописать справа то, что вы узнали у соседа. Минута. Скажите, есть такие кто узнал что-то новое у соседа? Прочтите.
Учащиеся в парах обмениваются информацией, которой они владели, одновременно дописывая то, что они узнали от товарищей.
Учитель: Хорошо. А теперь объединитесь в группы по 4 человека и проделайте ту же самую работу за 2 минуты.
Группы обмениваются информацией, которой узнали от других групп, одновременно дописывая то, что они узнали от товарищей.
Учитель: Замечательно. А теперь можно использовать источники из Интернета и поработать над этой темой. У вас будет 7 минут. Приступайте.
Работа с Интернетом – поиск информации по теме.
Предполагаемый материал по теме, который найдут учащиеся: (идет запись в таблицу в тетради «Я узнал».)
Локальные сети, их основные свойства.
Это сети небольшие по масштабам и работают в пределах одного помещения, здания, предприятия. Они объединяет относительно небольшое количество компьютеров (до 1000 штук).
Обычно компьютеры одной локальной сети удалены друг от друга на расстояние не более одного километра.
Использование локальной сети отвечает двум основным целям:
Обмену файлами между пользователями сети
Использованию общедоступных ресурсов: большого пространства дисковой памяти, принтеров, программ и т.д.
Основные свойства:
Высокая скорость передачи, большая пропускная способность;
Низкий уровень ошибок передачи;
Точно определенное число компьютеров, подключаемых к сети;
Имеет один или несколько взаимосвязанных центров управления.
Последний параметр, по существу, является определяющим, что это локальная сеть. Так, например, компания HP имеет одну из самых больших локальных сетей, компьютеры которой распределены по всему миру. Главное отличие такой сети от глобальной является наличие единого центра управления, что принципиально отсутствует в глобальных сетях.
Организация ЛС.
С точки зрения организации взаимодействия отдельных элементов в ЛС выделяют два типа:
1. Одноранговая сеть
Все объединенные компьютеры равноправны. Пользователю могут быть доступны ресурсы всех подключенных к ней компьютеров. Не нуждаются в специальном программном обеспечении. Работу одноранговых сетей поддерживает Windows95/98/00.
2. Сеть с выделенным файловым сервером (главным компьютером).
Её еще называют сеть типа клиент – сервер. Имеется одна центральная машина, которая и называется сервером, и множество подключенных к ней компьютеров - рабочих станций или клиентов. Центральная машина обычно более мощная машина (имеет большую дисковую память, к ней подключены принтер, сканер, модем и т.д. Непосредственный обмен информацией происходит между сервером и рабочей станцией. Конечно, в такой системе ученики тоже могут обмениваться файлами, но "транзитом" через сервер.
Название "сервер" происходит от англ. и переводится как обслуживающее устройство. Сервер играет роль коллективного хранилища файлов.
Учитель:Итак кто дополнил свой конспект информацией из Интернета?
Учащиеся обмениваются информацией и производят запись в таблицу «Я узнал»
Выступления учащихся сопровождается презентацией слайдов
Слайд 6-11
Учитель: Вы затронули топологию сети.
Общая схема соединения компьютеров в сети называется топологией сети.
Вот у меня на доске схема расположения компьютеров по типу шина.
Расположите, пожалуйста, эти компьютеры по типу звезда.
Работа с интерактивной доской.
Слайд 12
А как еще можно их расположить? (Ячеистая)
Учитель: Ребята, такие сети называются одноранговыми - сеть объединяет равноправные компьютеры, каждый из которых может использовать ресурсы другого.
Наиболее популярны сети типа "клиент-сервер". Сервер - это компьютер, который предоставляет в сеть свои ресурсы или обеспечивает выполнение определённых услуг. Самый распространённый тип сервера - это файловый сервер, обеспечивающий хранение и использование большого числа файлов. Бывают серверы печати, почтовые серверы, серверы баз данных.
Среда обмена в компьютерной сети. Модем.
Для передачи данных компьютеры используют самые разнообразные физические каналы, по которым передаются данные в виде электрического или электромагнитного сигнала. Эти каналы называют средой обмена.
Слайд 13
Характеристики каналов связи: 1. Скорость передачи данных, которая измеряется количеством бит передаваемой информации за одну секунду. 2. Надёжностью (способностью передачи информации без помех и искажений).
Работа с раздаточным материалом
Слайд 14
Также существуют типы связи:
Радиоканал. Особенности: отсутствия кабеля, плохая защищённость, экранизация сигнала, трудности в выборе свободного диапазона частот.
Инфракрасное излучение применяют для небольшого расстояния. Особенности: мобильность в пределах офиса, не требует специального диапазона, зависит от погодных условий.
Спутниковый канал. Особенности: дорогостоящий способ передачи данных, но максимально возможная площадь охвата.
Учитель: Для передачи данных компьютеры могут использовать обычную телефонную сеть. Для этого необходимо специальное устройство модем. Информация хранится и передаётся компьютерами в цифровом виде (т.е. в виде последовательности нулей и единиц), однако существующие телефонные линии могут передавать только аналоговые сигналы (попросту говоря, звук). Поэтому приходится сначала преобразовывать информацию в звуковые колебания, затем передавать её в такой форме по телефонной линии и на другом конце линии выполнять обратное преобразование (иллюстрация). Этим и занимается модем, объединяющий в себе два логических устройства: модулятор (преобразователь сигнала из цифровой в аналоговую форму) и демодулятор - обратный преобразователь.
Для организации связи первоначально компьютеры соединялись коаксиальным кабелем. Однако в последнее время стала популярной витая пара, используемая при прокладке телефонных линий.
Сейчас мы с вами проведем практическую работу:
Перед вами лежит такой кабель. Сейчас мы с вами проделаем практическую работу «Создание соединений локальной сети по типу компьютер-концентратор» (кабеля «Витая пара» UTP 5 cat, коннектор RJ-45).
Цель нашей работы: научиться создавать простейшие каналы связи между соединениями компьюетер-концентратор. А где вы думаете это вам в дальнейшем пригодиться.
Итак, для проведения л.р. нам необходимо оборудование: кусочек кабеля, коннектор, клещи для обжатия концов кабеля. При работе с острорежущими инструментами необходимо соблюдать ТБ. Не допускать попадания пальцев между рукоятками, при передаче держать клещи за одну рукоятку.
Слайд 15
Учитель: (демонстрирует ход работы). В начале работы нужно очистить провод от изоляции на расстояние 30 мм. Как мы уже говорили кабель состоит из двух или более взаимоизолированных свитых между собой проводников. Выпрямляем скрученные провода и располагаем их в соответствии со схемой на рис. Далее производим обрезку проводов на 12 мм.
Далее вставляем провода до упора в коннектор, повернутый защелкой вниз.
Вставляем коннектор в отверстие клещей и производим одноразовое нажатие рукоятки до упора.
Учащимся раздается раздаточный материал.
У вас на партах дан алгоритм работы, этот алгоритм начинаем выполнять с пункта 2.
Работаем в парах, но обжимаем концы кабеля, находящегося на вашей стороне.
Учитель: Итак, вы достаточно быстро и четко выполнили работу.
Давайте подведем итог урока. Как вы думаете, достигли мы сегодня цели урока?
Что для вас было новым? Практическая работа была для вас полезной?
Домашняя работа будет содержать у вас проектную деятельность. У вас на партах имеются задания, где вы должны разработать схему локальной сети данного вам предприятия. При этом при защите проекта на следующем уроке, вы должны обосновать правильность своего выбора. Для проведения анализа вы можете забрать с собой все опорные конспекты, которыми вы пользовались сегодня на уроке.
Слайд 16
Наш урок подошел к концу, мне бы хотелось, чтобы вы на данном слайде оставили свои впечатления об уроке. Поставьте + у того милого изображения, которому соответствует это высказывание.
Слайд 17