Конспект урока географии «Международный туризм» 10 класс

Цели и задачи: 

- выяснить особенности международного туризма;
- формировать навыки и умения работы с материалом учебника;
- используя дополнительные источники ознакомить с туристическими объектами;
- формировать умение работать с информацией, обрабатывать её, применять к практической работе на уроке.
- воспитывать интерес к путешествиям, к познаниям, эстетическое отношение к природе.

Оборудование: карта мира, иллюстрации, контурные карты, видеофильм, таблицы, слайды.

Ход урока

Организация учебного процесса 

Психологический настрой:

Все друг к другу повернулись,
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко мне,
Улыбнитесь-ка мне.

Формулировка темы и целей урока, изучение новой темы. (Слайд 1)

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен 20 столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие немного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествия. (Слайд 2)

В наши дни туризм являет собой одну из самых массовых форм предоставления услуг. В последние десятилетия в мире происходит настоящий туристический бум. В свою очередь такая тяга к туристическим поездкам объясняется бурным развитием производительных сил, которое влечет за собой рост благосостояния и культурного уровня людей, усовершенствование транспорта, да и создание других предпосылок для туризма. Важным стимулом развития туризма следует считать и глобальный процесс урбанизации.

Разминка (3 мин.) 

Назовите слова - ассоциации со словом «туризм» (1 мин)
Назовите, не повторяясь. (Слайд 3)

Туризм (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка). Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства.
В словаре Ожегова «туризм – вид путешествий, совершаемых для отдыха и с образовательными целями».

А теперь давайте рассмотрим динамику мирового туристского бума, использовав для этого три главных показателя. (Слайд 4)

Первый из них — количество международных туристов, о росте которого можно судить по рисунку. Нетрудно подсчитать (вопрос учащимся), что за вторую половину XX и начало XXI в. общее число международных туристских прибытий увеличилось в 40 раз! В 2005 г. оно впервые превысило 800 млн. человек, а в 2012 г. превысило 1 млрд. человек.

Второй показатель — доходы от международного туризма. (Слайд 5) Поскольку туристский бизнес— одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства, естественно, что он приносит большие доходы, которые растут еще быстрее, чем число туристов. В 2012 году и составил 1.075 триллиона долл. США.

Третий показатель — занятость в международном туризме. По имеющимся оценкам всего в сфере туризма насчитывается примерно 500 млн. рабочих мест, в том числе в секторе международного туризма — не менее 150 млн. 

Цели (виды) международного туризма. (Слайд 6)
Из материалов Всемирной туристической организации таких целей следует выделить пять:

- Рекреационный (оздоровительный) - туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения.

- Деловой - участие в конгрессах и научных симпозиумах, выступления с лекциями и концертами, учеба и образование, направление технических специалистов для монтажа оборудования, поездки дипломатов и т.д.

- Познавательный (экскурсионный, слайд 7) - путешествие с целью ознакомления с историко-культурными ценностями и уникальными природными объектами.

- Научный - знакомство с достижениями науки и техники, промышленности, сельского хозяйства и т п.

- Экстремальные путешествия в Арктику, Антарктиду, прыжки с парашютом на Северном Полюсе.

- Космический. (Кто является первым космическим туристом?). Деннис Тито — первый космический турист, оплативший свой полёт в космос в 2001 году. (Слайд 8)

Виды туризма по способу передвижения. (Слайд 9)

По способам передвижения различают автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный, речной туризм. Главную роль в международном туризме играют автомобильный (легковые автомобили, автобусы) и авиационный туризм. Но в последнее время стал быстро развиваться морской круизный туризм, для которого строятся специальные комфортабельные суда. (Слайд 10) Какие из них главные?

«Индустрия туризма». (Слайд 11)

Одновременно растет и «индустрия туризма» (или «индустрия гостеприимства») — сеть гостиниц, мотелей, кемпингов, туристских фирм, информационных и рекламных служб, предприятий по производству сувениров и др.

Главные регионы туризма. (Слайд 12)

Для географии современного международного туризма характерна значительная территориальная неравномерность. В самом общем виде она отражает разные уровни национально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии) мирового хозяйства. Север принимает примерно 70 % всех международных туристов, а Юг — 30%. Это находит отражение и в составе стран- лидеров международного туризма.

(Слайд 13) Но чаще всего для характеристики географических особенностей международного туризма используют подразделение мира на шесть туристских макрорегионов, выделяемых Всемирной туристской организацией.

9/10 международных туристических прибытий приходится на три региона (Слайд 14). Туризм – доходная отрасль. В целом в мире в 2009 году достигли 470 млн. долл. дохода. В некоторых относительно небольших странах международный туризм служит главным источником получения конвертируемой валюты. Например, в Испании, Португалии, Австрии, Греции доходы от туризма составили 30 – 40% по отношению к экспорту товаров; на Багамских островах – 80%, на Кипре – 88%.

Туризм, как и любая отрасль народного хозяйства подвергается спаду. Туристическая активность зависит не только от состояния экономики, природных явлений, но и от политической обстановки в мире. Снижению темпов туристических потоков происходили: в 1967 – 1973 гг. из-за ближневосточного конфликта, в 1990 гг. из-за боевых действий в районе Персидского конфликта, а также серия террористических актов во всем мире. Отрицательное влияние сказало наводнение в 2002 году в Европе, Землетрясения в 1999 году, эпидемии.

Практическая работа.

На экран выводятся задания для практической работы. Учащиеся самостоятельно выполняют задания в контурных картах. (Слайд 15)

1. Подпишите на контурной карте центры паломничества:

Рим (для католиков).
Иерусалим (для христиан, мусульман, иудаистов).
Мекка и Медина (для мусульман).
Варанаси и Ганг (для индуистов).
Лумбини (для буддистов).
Пекин (для даосистов).

2. Укажите основной регион распространения международного туризма? (Слайд 16)

США, Канада
Багамские и Гавайские острова
Еврова
Юго-восточная азия
Южная азия

3. Наиболее посещаемые туристами государства? (Слайд 17)

Лаос, Турция, Албания

Испания, Франция, Италия

Индия, Ливия, Монголия

4. Домашнее задание.

Оформление рекламных проспектов стран мира по выбору (текст и рисунки или иллюстрации).

5. Рефлексия

(просмотр видеофильма)

Беседа: захотелось ли вам побывать в тех местах, о которых вы сегодня узнали?

Размер:
92.77 Kb
Скачали:
109