Конспект обобщающего урока по теме "Антропогенез" биология 11 класс

Цель: систематизировать знания учащихся по теме "Антропогенез"

Задачи:
Образовательные – провести синтез знаний на основе обобщения и установления логической последовательности биологических явлений и исторических событий;
Развивающие – развить учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки характеристики биосистем, анализа биологических закономерностей эволюции человека; навыки сворачивания информации; тренинг тестовых умений (на сортировку и иерархию);

Воспитательные – привитие идеи материальности и детерминированности биологических явлений; воспитание культуры учебного труда.

Оборудование: таблица 1 «Ископаемые предки человека», рельефная таблица «Стадии развития позвоночных», скелет человека, дидактические наборы – опорные карты по теме, компьютер, электронный учебник «1С – Биология», видеоматериал и видеовоспроизводящая техника.

Ход занятия

Организация восприятия
– просмотр любого видеофрагмента (наглядности) по обобщаемой теме и формулирование темы и цели урока.

Тест:
Антропогенез – процесс:
а. исторического развития живой природы
б. индивидуального развития человека
в. эмбрионального развития человека
г. эволюционно-исторического формирования человека

2. Запоминание на основе синтеза – класс делится на 4 группы, организация тестирования по опорным картам с последующей проверкой после воспроизведения учащимися ответов; выполнение индивидуальных заданий; фронтальная работа.

Доказательства животного происхождения человека

- Докажите, что человек имеет животное происхождение: распределите признаки по группам доказательств.

1. выполнятся закон Мюллера – Геккеля;
2. сходны группы крови и резус-фактор;
3. менструальный цикл и беременность 9 месяцев;
4. атавизмы;
5. восстановлен филогенетический ряд человека;
6. общие с приматами болезни;
7. рудименты;
8. сходство в строении ДНК шимпанзе и человека;
9. общий план строения организма;
10. взаимозаменимость белков обезьян и человека.

Признаки систематического положения человека

- Охарактеризуйте систематическое положение человека в живом мире – индивидуально на доске учащийся записывает принадлежность современного человека к систематическим категориям.

Ответ:

Систематическое положения человека

- Докажите принадлежность человека к данным систематическим категориям: распределите признаки по группам.

1. противопоставлен большой палец кисти;

2. сознание;

3. волосы;

4. ногти;

5. живорождение;

6. сводчатая стопа;

7. плод развивается в матке;

8. широкий таз;

9. головной мозг 1350 – 1550 г.;

10. диафрагма;

11. подбородочный выступ;

12. развитое абстрактное мышление;

13. бинокулярное зрение;

14. прямохождение;

15. полное отсутствие надглазничного валика;

16. зубы в альвеолах;

17. молочные железы;

18. менструальный цикл и беременность 9 месяцев;

19. S – образный позвоночник;

20. есть мимические мышцы;

21. трудовая деятельность;

22. удлинённые нижние конечности;

23. теплокровность;

24. нет хвоста;

25. первый палец стопы приближен к остальным;

26. хватательные конечности;

27. мясистые, «вывернутые» губы;

28. преобладание мозговой части черепа;

29. четырёхкамерное сердце;

30. речь;

31. пять отделов головного мозга;

32. общие болезни;

33. сердце на брюшной стороне.

Ответ:

тип

класс

подкласс

отряд

подотряд

надсемейство

семейство

Хордовые

Млекопитающие

Плацентарные

Обезьяны

(Приматы)

Человекоподобные

(Антропоиды)

Человекоподобные

(Гоминоиды)

Люди

(Гоминиды)

31,33

3,5,10,16,17,23, 29

7,32

1,4,13,26,32

-

20,24,18

6,8,14,19,22,25,27

Факторы эволюции человека

- Какие используют методы для выяснения закономерностей антропогенеза? (описательный и генетико-биохимические: дифференцированной окраски хромосом, гибридизации хромосом, анализ частоты встречаемости аллельных форм белков)

- Заполните логическую схему закономерностей антропогенеза:
распределите признаки по группам:

1 группа – биологические факторы;
2 группа – закрепившиеся антропоморфозы человека;
3 группа – социальные факторы;
4 группа – причины эволюции гоминид и сопутствующие ей другие условия.

1. мутации;
2. труд;
3. развитие головного мозга;
4. прямохождение;
5. дрейф генов;
6. удлинённый большой палец кисти;
7. речь;

8. естественный отбор;
9. изменение климата;
10. сознание;
11. изоляция;
12. общественность;
13. стадность;
14. мясо.

Таблица для заполнения факторов эволюции

Ответ:

Факторы эволюции человека

Филогенетический ряд человекообразных обезьян

Филогенетический ряд человекообразных обезьян- Восстановите филогенетическое древо человекообразных обезьян: составьте логическую последовательность этапов – фронтальная работа.

1. гиббон;
2. египтопитек;
3. полуобезьяны;
4. дриопитек;
5. первые приматы;

6. парапитек;
7. австралопитек;
8. человекоподобные обезьяны (антропоиды);
9. человекообразные обезьяны (понгиды);
10. насекомоядные млекопитающие.

Этапы антропогенеза

- Какие выделяют этапы антропогенеза? 

фронтальная работа по заполнению «слепого» текста терминами.

I. Предшественники _______ (астралопитеки)
II. Древнейшие _______ (архантропы)
III. Древние ________ (палеоантропы)
IV. Ископаемые современного типа ________ (неоантропы)

- Охарактеризуйте эти этапы (работа по группам)

индивидуально - австралопитек

1 группа – человек умелый
2 группа – человек прямоходящий
3 группа - неандерталец
4 группа – кроманьонец

этап

вид

историческое время

мозг, см 3

 

череп

жизнь

I.          

Австралопитек афарский

4

млн.л.н

около 500

сплошной надглазничный валик, преобладает лицевая часть, низкий лоб

нет подбородочного выступа

прямохождение, использование предметов в качестве орудий труда, нет речи

хищники

II. 

Человек умелый

2

млн.л.н

до 750

сплошной надглазничный валик, преобладает лицевая часть, низкий лоб

нет подбородочного выступа

изготовление орудий труда – галечная культура, использование огня, нет речи

 

Человек прямоходящий

1

млн.л.н

< 800

сплошной надглазничный валик, преобладает лицевая часть, низкий лоб

нет подбородочного выступа

орудия труда более совершенные, поддержание огня, зачаточная нечленораздельная речь

III.

Неандерталец

200

тыс.л.н

около 1400

развит надглазничный валик, уравновешены  лицевая и мозговая  часть, приплюснутый затылок

слабо развит подбородочный выступ

культура скрёбел и наконечников

добывание огня, зачатки членораздельной речи, зачатки сознания, захоронения, зачатки религии

IV.     

Кроманьонец

40 (130)

тыс.л.н

до 1600

нет надглазничного валика,  преобладает мозговая  часть, высокий лоб,

хорошо развит подбородочный выступ

культура шательперрон,

одежда, жильё,

членораздельная речь, сознание, религия, искусство

Фронтальная беседа:
- На каком этапе начинается расогенез согласно теории моноцентризма? (неоантропов)
- Какой фактор сыграл решающую роль в расогенезе? (дрейф генов).
- Какие признаки человека являются расообразующими и все ли они адаптивны? (цвет кожи, цвет и структура волос, черты строения лица, рост; да).
- Каковы современные направления расогенеза? (грацилизация, акселерация, исчезновение расовых различий в результате нарушения изоляции).

Выводы:

Человек имеет животное происхождение.
Антропогенез имеет материальную природу и подчиняется законам эволюции биосистем.
Эволюция человека продолжается в ходе расогенеза.

Домашнее задание: решение проблемных задач повышенной трудности по теме «Расогенез».

Итоги занятия: выставление оценок, самоанализ учащимися своей работы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!