Цель: систематизировать знания учащихся по теме "Антропогенез"
Задачи:
Образовательные – провести синтез знаний на основе обобщения и установления логической последовательности биологических явлений и исторических событий;
Развивающие – развить учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки характеристики биосистем, анализа биологических закономерностей эволюции человека; навыки сворачивания информации; тренинг тестовых умений (на сортировку и иерархию);
Воспитательные – привитие идеи материальности и детерминированности биологических явлений; воспитание культуры учебного труда.
Оборудование: таблица 1 «Ископаемые предки человека», рельефная таблица «Стадии развития позвоночных», скелет человека, дидактические наборы – опорные карты по теме, компьютер, электронный учебник «1С – Биология», видеоматериал и видеовоспроизводящая техника.
Ход занятия
Организация восприятия
– просмотр любого видеофрагмента (наглядности) по обобщаемой теме и формулирование темы и цели урока.
Тест:
Антропогенез – процесс:
а. исторического развития живой природы
б. индивидуального развития человека
в. эмбрионального развития человека
г. эволюционно-исторического формирования человека
2. Запоминание на основе синтеза – класс делится на 4 группы, организация тестирования по опорным картам с последующей проверкой после воспроизведения учащимися ответов; выполнение индивидуальных заданий; фронтальная работа.
- Докажите, что человек имеет животное происхождение: распределите признаки по группам доказательств.
1. выполнятся закон Мюллера – Геккеля;
2. сходны группы крови и резус-фактор;
3. менструальный цикл и беременность 9 месяцев;
4. атавизмы;
5. восстановлен филогенетический ряд человека;
6. общие с приматами болезни;
7. рудименты;
8. сходство в строении ДНК шимпанзе и человека;
9. общий план строения организма;
10. взаимозаменимость белков обезьян и человека.
- Охарактеризуйте систематическое положение человека в живом мире – индивидуально на доске учащийся записывает принадлежность современного человека к систематическим категориям.
Ответ:
- Докажите принадлежность человека к данным систематическим категориям: распределите признаки по группам.
1. противопоставлен большой палец кисти; 2. сознание; 3. волосы; 4. ногти; 5. живорождение; 6. сводчатая стопа; 7. плод развивается в матке; 8. широкий таз; 9. головной мозг 1350 – 1550 г.; 10. диафрагма; 11. подбородочный выступ; 12. развитое абстрактное мышление; 13. бинокулярное зрение; 14. прямохождение; 15. полное отсутствие надглазничного валика; 16. зубы в альвеолах; 17. молочные железы; |
18. менструальный цикл и беременность 9 месяцев; 19. S – образный позвоночник; 20. есть мимические мышцы; 21. трудовая деятельность; 22. удлинённые нижние конечности; 23. теплокровность; 24. нет хвоста; 25. первый палец стопы приближен к остальным; 26. хватательные конечности; 27. мясистые, «вывернутые» губы; 28. преобладание мозговой части черепа; 29. четырёхкамерное сердце; 30. речь; 31. пять отделов головного мозга; 32. общие болезни; 33. сердце на брюшной стороне. |
Ответ:
тип |
класс |
подкласс |
отряд |
подотряд |
надсемейство |
семейство |
Хордовые |
Млекопитающие |
Плацентарные |
Обезьяны (Приматы) |
Человекоподобные (Антропоиды) |
Человекоподобные (Гоминоиды) |
Люди (Гоминиды) |
31,33 |
3,5,10,16,17,23, 29 |
7,32 |
1,4,13,26,32 |
- |
20,24,18 |
6,8,14,19,22,25,27 |
- Какие используют методы для выяснения закономерностей антропогенеза? (описательный и генетико-биохимические: дифференцированной окраски хромосом, гибридизации хромосом, анализ частоты встречаемости аллельных форм белков)
- Заполните логическую схему закономерностей антропогенеза:
распределите признаки по группам:
1 группа – биологические факторы;
2 группа – закрепившиеся антропоморфозы человека;
3 группа – социальные факторы;
4 группа – причины эволюции гоминид и сопутствующие ей другие условия.
1. мутации;
2. труд;
3. развитие головного мозга;
4. прямохождение;
5. дрейф генов;
6. удлинённый большой палец кисти;
7. речь;
8. естественный отбор;
9. изменение климата;
10. сознание;
11. изоляция;
12. общественность;
13. стадность;
14. мясо.
Ответ:
- Восстановите филогенетическое древо человекообразных обезьян: составьте логическую последовательность этапов – фронтальная работа.
1. гиббон;
2. египтопитек;
3. полуобезьяны;
4. дриопитек;
5. первые приматы;
6. парапитек;
7. австралопитек;
8. человекоподобные обезьяны (антропоиды);
9. человекообразные обезьяны (понгиды);
10. насекомоядные млекопитающие.
- Какие выделяют этапы антропогенеза?
фронтальная работа по заполнению «слепого» текста терминами.
I. Предшественники _______ (астралопитеки)
II. Древнейшие _______ (архантропы)
III. Древние ________ (палеоантропы)
IV. Ископаемые современного типа ________ (неоантропы)
- Охарактеризуйте эти этапы (работа по группам)
индивидуально - австралопитек
1 группа – человек умелый
2 группа – человек прямоходящий
3 группа - неандерталец
4 группа – кроманьонец
этап |
вид |
историческое время |
мозг, см 3
|
череп |
жизнь |
I. |
Австралопитек афарский |
4 млн.л.н |
около 500 |
сплошной надглазничный валик, преобладает лицевая часть, низкий лоб нет подбородочного выступа |
прямохождение, использование предметов в качестве орудий труда, нет речи хищники |
II. |
Человек умелый |
2 млн.л.н |
до 750 |
сплошной надглазничный валик, преобладает лицевая часть, низкий лоб нет подбородочного выступа |
изготовление орудий труда – галечная культура, использование огня, нет речи
|
Человек прямоходящий |
1 млн.л.н |
< 800 |
сплошной надглазничный валик, преобладает лицевая часть, низкий лоб нет подбородочного выступа |
орудия труда более совершенные, поддержание огня, зачаточная нечленораздельная речь |
|
III. |
Неандерталец |
200 тыс.л.н |
около 1400 |
развит надглазничный валик, уравновешены лицевая и мозговая часть, приплюснутый затылок слабо развит подбородочный выступ |
культура скрёбел и наконечников добывание огня, зачатки членораздельной речи, зачатки сознания, захоронения, зачатки религии |
IV. |
Кроманьонец |
40 (130) тыс.л.н |
до 1600 |
нет надглазничного валика, преобладает мозговая часть, высокий лоб, хорошо развит подбородочный выступ |
культура шательперрон, одежда, жильё, членораздельная речь, сознание, религия, искусство |
Фронтальная беседа:
- На каком этапе начинается расогенез согласно теории моноцентризма? (неоантропов)
- Какой фактор сыграл решающую роль в расогенезе? (дрейф генов).
- Какие признаки человека являются расообразующими и все ли они адаптивны? (цвет кожи, цвет и структура волос, черты строения лица, рост; да).
- Каковы современные направления расогенеза? (грацилизация, акселерация, исчезновение расовых различий в результате нарушения изоляции).
Выводы:
Человек имеет животное происхождение.
Антропогенез имеет материальную природу и подчиняется законам эволюции биосистем.
Эволюция человека продолжается в ходе расогенеза.
Домашнее задание: решение проблемных задач повышенной трудности по теме «Расогенез».
Итоги занятия: выставление оценок, самоанализ учащимися своей работы.